ИНТЕРЕС, УВЛЕЧЕНИЕ, ПРИВЫЧКА

« Назад

ИНТЕРЕС, УВЛЕЧЕНИЕ, ПРИВЫЧКА  22.03.2019 22:12

Человек создание, которое обустраивается в мире, благодаря приобретенным привычкам, навыкам. Призвание к совершенству распространяется на все сферы бытия. Способность к обучению, творчеству, познанию - это методы совершенствования, обеспечивающие самореализацию и социализацию личности. Однако не все так просто. Есть одно "но": "человек ко всему привыкает". Если одни привычки необходимы и несут благо, то другие - действуют подавляюще, приводят к унынию, депрессии, рушат человеческие отношения или разрушают самого человека, как личность.
Как формируется навык и привычка, или как происходит процесс познания, обучения? Механизм известен. Человек замечает или ему показывают действие, результат действия, или помогают реализовать процесс. Появляется интерес, т.е. внимание направлено на явление, действие, появляется желание повторить самостоятельно (научиться), достигнуть успеха в начинании. Если повтор удачный, то возникает увлечение, продолжение процесса познания. Если что-то не удалось, то хочется проанализировать и повторить в надежде нового положительного результата. Так до того момента, когда творческая мысль иссякла, а навык в нужной степени сформировался. Далее события могут развиваться по двум направлениям: интерес возможно теряется, но действие необходимо, а потому даже без увлечения, по привычке оно повторяется и оттачивается, формируется устойчивый навык. Возможен другой вариант: теряется и /или интерес, и/или желание, и/или необходимость. 
Как правило первый вариант - то, что нам помогает в быту, в работе, в творчестве. Второе - то, что может произойти в принципе с любым бытовым процессом, увлечением и даже творчеством.
Приведем такой пример. Жизненное наблюдение.
Родители часто в стремлении порадовать ребенка балуют его, приобретая желаемые им игрушки, вещи, продукты. Современный мир переполнен благами, вещами, возможностями и утомление от изобилия, наверное, нормально, ибо человек все-таки ограничен в способности охватить мир вниманием. Раньше каких то 20-30 лет назад побаловать ребенка было сложнее как из-за материальных трудностей, так и от недостатка товаров.
Но вот, что интересно. Бывало, увидишь игру, игрушку и очень хотелось иметь такую, чтобы играть в нее постоянно. Ведь в нашем детстве игрушками и велосипедами, например, пользовались зачастую по очереди. Так вот в мечтах казалось, что если бы у тебя была такая игра, как в магазине или у друга/подруги, то ты никогда бы не уставала в нее играть, тебе бы никогда она не надоела. Приходило время, родители или бабушка с дедушкой покупали долгожданную игру. Мечта сбывалась...Но... Раз, два и три и еще несколько попыток поиграть заканчивались разочарованием: игра все-таки переставала интересовать, доставлять радость, утешение. Уже не хотелось в нее играть. Почему так, недоумевал детский ум? Что же это? 
Шли годы. И все новые игрушки окружали нашу уже взрослую жизнь: это творческие и спортивные увлечения, обучение в школе и Вузе, разные технические изыски, которые заполонили теперь наш 21 век. Но все, что ты приобретаешь с усилием, смыслом, материальными и душевным затратами, постоянным творческим процессом все постепенно становится привычным, а порой и вообще перестает отзываться душевным интересом, притупляет чувства и несколько надоедает. 
Ведь с возрастом не только появляется опыт, совершенствуется и изменяется физическая и умственная деятельность человека, но трансформируется мировосприятие, становится зрелой душа, которую перестают удовлетворять прежние оценки и понятия, многое обесценивается, теряется интерес, особенно подобное характерно для христианского сознания. Это нормально, растет тело, растут способности и возможности, растет и душа, ибо вся наша жизнь физическая - отмирание одних клеток и рост других, духовная - это отмирание "ветхого", греховного человека и преображение в нового. Но потеря интереса, привычка не должна стать остановкой в совершенстве.
Проблема ослабления интереса физически возможно связана и с разной способностью людей проникать вглубь того или иного явления, процесса, действия. Мы часто пользуемся выключателем света, телефоном, бытовой техникой и проч, но немногих интересует внутреннее устройство предметов и принцип действия, важен факт работы. 
Всякое же действие и явление, равно как и духовная добродетель весьма многогранны, но не каждый готов расширить сферу познания или способен увидеть эти грани в полном объеме, в итоге многие обречены на Сизифов труд обыденного восприятия. А ведь даже в обыденном не может быть совсем ничего нового, просто глаз, сердце, душа не потрудились увидеть это. После Таинства Венчания не случайно иногда наши пастыри говорят молодым о любви, как о многогранном бриллианте, каждая грань которого должна постепенно шлифоваться взаимными уступками, пониманием, вниманием, чтобы из мало ценного неограненного алмазного камешка первого чувства влюбленности получился драгоценный бриллиант. Во всем нужен труд и понуждение.
Впрочем, как бы не пытался человек ухватиться за дела мира сего и исцелится от привычки новыми увлечениями он никогда не найдет удовлетворения и покоя. Если что-то для нас теряет свою ценность, возможно и это промыслительно, и надо оставить ненужное. Равно как и не все новое может оказаться полезным, иногда больше пользы найдется в углублении в привычное.
Человеческому совершенству не может быть предела, ибо человек сотворен с творческим потенциалом постоянного тяготения и приближения к Божественному. 
Блж. Августин сказал: "Ты создал нас для Себя". Человек предназначен для общения с Богом. Наша цель вечноблаженная жизнь со Христом в Небесном Царствии, где нет все тех "игрушек" материального мира, которыми сатана пытается нас отвлечь от главной мысли, от мысли о Боге и от молитвы. Каждое привычное дело нужно начинать так, как будто делаем в первый раз, по совету прп. Антония Великого. И на каждое дело испрашивать молитвенно благословения Божьего, тогда и дело сладится, и во славу Бога сделается, по воле Его, и привычка не отяготит сердца, потому что начатое по-Божьему, по-Божьему и продолжится с мыслью о Творце, с благодарением и молитвой.
Если уж быть точным, то не дела наши должны сопровождаться молитвой, а молитва должна сопровождаться делами. Тогда не дело будет понуждать к благословению молитвой, а молящееся, любящее и смиренное сердце будет трудиться с чувством благодарения Богу, любви, самоотречения, будет искать любой возможности послужить Богу и ближнему. Тогда не нужно будет ждать возможности и уделять время для молитвы, а вся жизнь христианина станет постоянной молитвой.
Источник: редакция, Кутьева Светлана
Изображение:https://tr.toluna.com/opinions/4289480/Besondere-Interessen