КРОТОСТЬ И СМИРЕНИЕ

« Назад

КРОТОСТЬ И СМИРЕНИЕ  22.02.2019 22:07

Кротость и смирение по мысли святых отцов- условия молитвы.
Когда пытаешься уйти в сердце, чтобы пребывать с Богом в молитве, то невольно дух твой становится кротким. Чем больше погружаешься внутрь, тем сложнее пойти на внешний контакт с миром, а потому всякое внезапно необходимое общение обнаруживает растерянность или страх от того, что ты как бы не понимаешь, о чем говорить, из-за отрешенности от дел мира сего. Ты не можешь мгновенно переключится, чтобы быстро и адекватно реагировать на слова, чувства окружающих, что приводит к неуютности, испугу, желанию уйти, скрыться от контакта или хотя бы молчать. 
Молитвенная внутренняя тишина стремится и во внешний мир принести тишину, благоговение, умиротворенность, ибо отцы утверждают, что внешнее поведение определяется внутренним строем. Равно, впрочем, как и наоборот внешнее благоговение и сдержанность усмиряет сердце.
Бывает сложно уйти от контакта, особенно в семье, и нужно преодолеть другое, отличное от своего, устроение ближнего и не поддаться его влиянию или по святоотеческой терминологии “не приразиться” зачастую бурному духу другого человека.
Возможно, молчание, напряженность покажутся гордостью и недоброжелательностью, но для натур мягких это кажется единственный способ сдержать напор ближнего. Только человек с твердым характером может взять инициативу в собственные руки и своим напором, твердым словом поставить препятствие и изменить русло диалога, мягкий может только молчать по пословице "собака лает- ветер дует", сколько бы информации на него не обрушили, его дело молитва и молчание.
Но бывает и по-другому, когда мы рассеянны и нет молитвы, мы живем снаружи сердца, во внешнем мире, тогда наоборот внешнее видится привычным не вызывает особых страхов, хотя и не привлекает к особо частым контактам с окружающими из-за многопопечительности, повседневной суеты и усталости. Это делает сердце жестким, более дерзким, самоуверенным, возносливым, когда все и вся подвергается укорам и оценкам. Тогда из-за множества, растекающихся по предметам мира мыслей, молитва превращается в вычитку и как говорила игум. Арсения " не можешь пробиться внутрь", тогда появляется сухость, холодность, безрадостность, нечувствие, потому что нет ощущения близости Бога.
Человек сам выбирает, в каком состоянии пребывать. Но подобные состояния- два противоположных полюса, потому создается ощущение невозможности хоть как-то приблизить одно к другому... Как исполнять дела мира, но не погружаться в попечительность и обеспокоенность, не терять молитвенный дух и кротость сердечную. Ведь дело требует энергии, движения мыслей и чувств, а молитва - покоя, мира сердечного, тишины и отрешенности.
Но не стал бы Бог говорить Сам и через апостолов о том, что недосягаемо:"Непрестанно молитесь"!
Просите и дастся вам?!...
Источник: Кутьева Светлана