« Назад
О ПАМЯТИ СМЕРТНОЙ 01.09.2018 01:22
Не скромный вопрос, а сколько вам лет? Мы иногда задаем подобные вопросы. А сами спросим себя, что происходит со мной с годами. Человеку далекому от веры в Бога все одно, и в 30, и в 40, и в 70, тело да, что-то дряхлеет, а заботы одни и те же...
Христианин не так, каждый десяток в юности и каждый год после тридцати-сорока - как новая эра, непознанный мир, при условии естественного стремления души к Богу, духовному просвещению и прозрению.
Когда в юности читаешь слова отцов о памяти смертной, то она представляется некой сложной и далекой идеей, которую трудно воплотить в жизнь, тем более в жизнь современную. Кажется, это дело высокодуховных старцев- отшельников, или глубоких стариков. Теоретически ум держит все выкладки из Псалтири о краткости земного существования: 70 , если в силах - 80 лет. Помнит и о том, что срок нашей жизни сокрыт от нас, чтобы мы с одной стороны не пребывали в беспечности и бодрствовали над собой, а с другой - чтобы в надежде на покаяние в конце установленного срока, не пребывали в грехах. Знакомо и уверение в том, что жизнь коротка, т.к. многотрудна, а Господь, любя Свое создание, не хочет для него долгих страданий, но желает дать ему вечное блаженство в любви к Нему. И все-таки время созревания в сознании памяти о смерти индивидуально, оно зависит не столько от возраста, сколько от Божественного просвещения в первую очередь, а потом - от рассудительности и духовной работы над собой.
Когда ты полон сил, энергии - все дается легко, главное - желание. Но проходят годы, желание остается, а возможности сокращаются. Здоровье и впрямь тает на глазах, память слабеет, появляется медлительность в делах при ощутимой быстротечности времени. Поток внешних житейских событий при этом глобально не изменился, формы иногда меняются, а наполнение одно и тоже. Если человек будет продолжать гоняться за формами, пытаясь с интересом зацепиться за дела мира сего, то память смертная убежит, не до нее. Тот же, кто теряет родных и друзей, ощутимо растрачивает в годах жизненные силы, близок к тому, чтобы все чаще и чаще поднимать взор к Небу, ибо" помощь моя от Господа, сотворшаго Небо и Землю". (пс. 120, ст.2... )
Все от Творца, человек пришел в этот мир по Его воле, по Его воле и уйдет, а потому как не помнить о Том, от Кого все зависит. Скупеют возможности, скупеют и желания, как писал поэт: " Я теперь скупее стал в желаниях".
Многое из того, что вызывало интерес и притягивало к земным заботам постепенно становится малоценно, вызывает спокойное, беспристрастное отношение. И человек как бы замирает в своем бытии, умирает для этого мира. Ибо правильное отношение к жизни, это не удел аскетов и монахов, которые говорят с ап. Павлом, “я распялся миру и мир распялся мне”, т.е. я ушел из мира, и мир как бы выкинул меня из своей среды. Подобная чуждость для мира, отчужденность, естественное явление, которое у одних возникает в старости от физического тления тела, немощей и болезней(«близится отчуждение старости» -из акафиста “о упокоении усопших”), а у других появляется в душе, уме и сердце прежде телесного старения, как результат духовного труда.
“Возраст старости- житие нескверно. Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет изчитается… и возраст старости житие нескверно» (Прем. 4, 8-9).
Старость или равносильно мудрость не в годах, а в чистоте жизни, в рассудительности, праведности.
Мы все призваны к святости (ибо Церковь у нас СВЯТАЯ), а память смертная - то, что удерживает человека от греха. “Помни последняя твоя и во век не согршишь”(Сир. 7, 39)...
Чем долговременней и чаще человек устремляется мыслью и сердцем к Богу, тем быстрее происходит очищение души, единение с Богом в Духе Святом, устранение сердца от всех земных попечений, памятование о смерти телесной и вечной жизни души, т.е. приближение к святости. Стяжание (накопление) Духа Святого, постоянное пребывание в благодати, в Бога, это цель христианской жизни, по словам прп. Серафима Саровского. И как утверждают св отцы, чтобы вечно жить с Богом на Небе в радости и блаженстве, надо уже на земле приобщится этому блаженству, через молитву, Таинства Церкви и память смертную.
Источник: Кутьева С.А., редакция "К Свету"
|