Об огласительных беседах и Таинстве Крещения

« Назад

Об огласительных беседах и Таинстве Крещения  23.09.2016 21:37

Последнее время часто ведутся дискуссии о том,Нужны ли сегодня огласительные беседы перед Таинством Крещения, которые вошли в практику современной церковной жизни. Приносят ли они пользу или наоборот отталкивают от Церкви или от веры в Бога?

Начнем с того, что от Бога нас ничего не может отлучить или оттолкнуть, об этом говорит св. ап. Павел: «ни скорбь, ни теснота, ни болезнь, ни ина какая тварь не отлучит нас от любви Божией».

(См. послание к Римлянам 8:35-39: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?..Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем).

От Церкви оттолкнуть? Едва ли. Ибо тех, кому она не нужна, и кто в нее заходит очень редко, как можно оттолкнуть, они уже сами себя оттолкнули от Церкви, не испытывая необходимости в посещении Дома Божия. А ведь народная пословица говорит: кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец. Все предельно ясно, кому Бог и Церковь не нужны, того от них и оттолкнуть невозможно.

И вот такое подавляющее большинство крещеных, но не ходящих в Церковь, заявляют, что они верят в Бога или, что Он у них в душе. Церковь для них подобна бюро добрых услуг: покрестить ребенка, освятить кулич на Пасху, квартиру освятить, воду набрать, отпеть усопшего, для чего, зачем - так положено, так принято, скорее всего услышим в ответ. Часто такие «верующие» и приходят в храм для получения одной из «услуг» во исполнение традиции - крещения ребенка. С чем же сталкивается священник или миссионер-катехизатор, когда общается с родителями, которые хотят привести детей к Таинству Крещения или с крестными?

Первый вопрос.

-Вы в храм ходите?

-Если честно, редко, но в душе я верую...

-А крестные, которых Вы выбрали, часто посещают храм?

-Не очень...

-Простите, а зачем Вы хотите крестить ребенка, Вы же должны понимать цель своих действий?

Вариации на тему могут быть различные: от «чтобы не болел», до «чтобы веровал в Бога».

...Так, идем дальше...

-А как Вы хотите, чтобы Ваш ребенок веровал в Бога и был Православным христианином, если Вы и Ваши крестные, не имеете представления о Том Боге, в Которого Вы веруете, пусть даже в душе?...

Молчание.

Если Вы садитесь за руль автомобиля, Вы должны знать куда и на какие педали нажимать, как запустить двигатель, правила дорожного движения и т.д. Иначе вас как минимум постигнет неудача, а по максимуму - попадете в аварию. Неужели с верою в Бога, с духовным базисом жизни можно поступать иначе? Можно ли без понимания и знания неких законов, без цели, без наставников, без обучения достигнуть чего-то в житейских делах? Нет. Также и с верой, нужно хотя бы уметь ответить самому себе на вопросы: зачем и для чего? Во что мы верим, что нам это дает, каков смысл нашего существования на земле, как мы должны себя вести согласно нашей вере?

Отсюда возникнет вопрос, как это связано с Церковью, т.е. зачем нужна Церковь? Ведь, если существует Церковь, она для чего-то нужна, иначе бы все «верили в душе» и не было необходимости в храме, да и Таинстве Крещения, которое в этом храме совершается. Возникает также вопрос, что такое Таинство Крещения и другие Таинства Церкви, особенно Евхаристия — великий дар от Бога, неразрывно связанный с Божественной литургией, т.е. с церковным богослужением. Вот, сколько вопросов, должен задать себе ищущий веры человек, а не ждать, пока их зададут ему в храме священник или его помощники.

А потом, как это иногда бывает еще и обижаться, что их понуждают к знаниям, к изучению той веры, к которой они по их же словам, хотят приобщиться, не сразу допускают к принятию Таинства Крещения.

Согласитесь, что всякое разночтение, непонимание, разногласие происходит от того, что люди не определяют точно понятия и термины, о которых идет речь. Особенно заметно это на примере русского языка, который содержит обилие многозначных слов, смысл которых с трудом улавливается даже из контекста речи. Так вот все напрасные труды, действия происходят от того, что человек не определил четко цель, которую он хочет достигнуть, потому и двигается наугад, а также не рассудил о средствах, которыми он будет пользоваться, чтобы достигнуть цели. Посмотрите, ведь любая наука основывается в первую очередь на терминологии, потом - на законах и, наконец, - на методологии. Так и духовная наука - вера - не будет понятна , в ней не будет прогресса, если не знать основных терминов и понятий: Бог, Троица, ангелы, душа, совесть, Таинства, Церковь, грех. Далее нужно определиться с целью, целью нашего вероисповедования, которая неотделима от цели бытия, т.е. правильно понимать термин «спасение», к которому мы призваны. Кто кого и от чего спас. После этого хорошо бы понять, какие же духовные законы и заповеди действуют на пути достижения этой цели, т.е изучить и осознать Символ Веры - краткая формулировка того, во что верует Православный человек (непреложные аксиомы, выражаясь языком математики, или догматы Церкви на языке религии), знать Заповеди Ветхого Завета и Заповеди блаженств Нового Завета, представление о которых в наши дни можно получить уже со средней школы. Когда мы узнаём Закон, то соответственно, приходится принять и то, что всякое нарушение Закона называется преступлением Закона или грехом. А коли есть преступление, за ним, прямо как у великого Достоевского, должно следовать наказание. Но в духовной жизни наказание понимается и ощущается не так, как в житейских отношениях. Украл - тюрьма, не заплатил за проезд - штраф. Бог Судья нелицеприятный, но Он и любящий Отец, а потому наказ, наказание, надо понимать, в славянском значении этого слова, как обучение, научение чему-либо. Наказание проявляется в некоторых скорбных, неудобных обстоятельствах, конфликтах, болезнях, неудачах, посредством которых, Бог, как любящий Отец, нам объясняет почему нельзя было поступать так, как мы поступили, помогает нам увидеть свою вину, раскаяться и исправить свое поведение в будущем. Вор может просидеть всю жизнь по тюрьмам и не исправиться, ибо исправительная система изолирует его от общества, дает выполнять объем неких работ, но не работает сама по себе с внутренним миром человека, не изменяет его.

Господь же, призывая к духовному совершенству, давая человеку Законы и зная его слабости и недостатки, дает и средства, с помощью которых он может ослабить и даже полностью исправить эти слабости и загладить свою вину. Эти средства - Таинства Покаяния, Причащения, Елеосвящения, которые неразрывно связаны с церковным богослужением. Значит, методология веры - Таинства, богослужение, обряды.

Вот и все. Теоретически структура проста. Надо только эту структуру духовной науки наполнить содержанием.

Огласительные беседы могут по-сути задать структуру, в общих чертах обрисовать понятия духовной жизни, но дать почувствовать что-такое жить по Евангелию, что есть Богообщение, они никак не могут, тем более, если человек сам не настроен повернуться лицом к Богу. Хотя, конечно, бывают случаи общения с духовными наставниками, которые силой своей молитвы, силой настоящей любви могут привести человека к вере, даже без объяснения ее основ, также бывают ситуации, когда личный пример христианина приводит окружающих к вере (в идеале так должно быть всегда). Но в любом случае надо помнить, что ни сам человек, ни другие не могут привести к вере, если не приведет человека Сам Бог, Которого нужно просить в молитве об умножении веры. В Евангелии от Иоанна читаем,14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Как бы то ни было, все начинается с главных двух моментов веры в Бога и Крещения, без которых нет и достижения главной цели нашей веры - блаженной вечной жизни и спасения души, возможных при условии преображения, изменения души, посредством исполнения заповедей, Богопознания и Богообщения. Опять новые термины, но они говорят сами за себя: познание Бога, общение с Богом...

Прочитаем Евангелие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), говорит Бог. Вера же в душе - это не вера, а констатация факта, того, что человек признает существование некоего Бога, о Котором у него нет никаких понятий. Например, как говорил один знакомый ученый, да, я признаю, и наука сегодня признала, наличие некой высшей Силы, высшего Разума, управляющего Вселенной, но какая разница, как Его назвать, хотите назвать Богом, ну, хорошо... Вера ли это? Нет, конечно, это признание факта существования Того, о Ком я не имею никакого представления, поэтому и верю, «в душе», а, может, даже по-язычески прошу о чем-то, чтобы ничего плохого не случилось...Такая вера не предполагает серьезных отношений с Богом, тем более любви к Нему. Потому что о настоящей вере Евангелие открывает нам слово Господа: «Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня.(Ин 14,10-21)», т.е. верующий человек тот, кто знает и соблюдает Заповеди Божии, тот, кто знает, что угодно, приятно Богу. Ведь, когда мы кого-то любим, мы стараемся обрадовать любимого, чем-то послужить ему, сделать что-то приятное, зная о том, что ему нравится, засвидетельствовать свою любовь.

Для приходящих к вере самым сложным, возможно, для понимания моментом будет то, что Заповеди, изложенные в Евангелии, открываются человеку полнее Самим Богом через Таинство Евхаристии, Причащения, когда под видом хлеба и вина, мы принимаем в себя Бога, соединяемся с Богом. Господь говорит: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную".Соответственно, если без Таинства Евхаристии не обойтись, как без средства ко спасению души, а оно совершается в Церкви, то и без Церкви не обойтись, «Без Церкви нет спасения», говорит сщмч. Иларион Троицкий в одноименной книге. Сама Церковь - Дом Божий, где Бог через священнослужителей служит нам, помогает нам, утешает нас, подает исцеления, а главное дает Свою благодать, дар Духа Святого, которым живет, освящается, преображается человек истинно верующий и ищущий спасения. День Рождения Церкви - это день Святой Троицы, когда впервые на апостолов (учеников Христа) сошел Святой Дух, они получили благодать Божию, т.е. некую невидимую духовную силу, энергию. Через апостолов, а потом и через их приемников - священнослужителей, через Крещение принимает благодать Духа Святого в Таинстве Миропомазания каждый верующий.

Т.е. Крещение - это вступительный экзамен в вечность, это возможность начать учиться жить с Богом, измениться, преобразиться уже здесь в земной жизни, стать Ангелом во плоти, чтобы по смерти телесной, душа продолжила ангельскую вечную жизнь хваления, благодарения, прославления Бога. Крещение - это возможность стать святым, а не автоматическое причисление к миру Ангелов. Это начало труда, силы на который дает Бог, а человек, слушая совесть - голос Божий в себе, слушая Евангелие- Слово Божие и исполняя Его, приступая к Таинствам, совершает свой путь к вечности сам.

Ведь, не все равно поднимать груз (шкаф, например) на десятый этаж на лифте и без лифта.Так и наши труды без молитвы и помощи Божией - это затаскивание груза по ступенькам, с изнеможением, раздражением, дополнительной тратой времени и сил, а иногда и вовсе напрасно, с Богом же все легко, даже самое казалось бы неисполнимое по человеческим меркам.

Скажем еще несколько слов, также и о термине Богообщение. Верующего отличает потребность Богообщения - общения с Богом. Молитва, т.е. беседа с Богом, это великая честь, которой удостоен человек. Все церковные Таинства и обряды - это не магические ритуалы, а ничто иное как совокупность молитв, в которых мы славословим, благодарим, просим, приносим покаяние, испрашиваем благословение у Бога на наши дела. Невидимый мир ангельский непрестанно день и ночь воспевает и славословит Бога, так и человек, создан для восполнения мира ангельского, т.е. для общения с Богом, для пребывания с Ним вечно. Молитва - великое дело, великая обязанность и ответственность. Без нее ничего не достигается полезного и спасительного.

Одними из первых молитвословий для человека, пришедшего в мир, будут молитвы Таинства Крещения.

Таинство Крещения напоминает нам и какой ценой нам даровано спасение, вечная жизнь и воскресение души и тела -ценой гонений, оскорблений, Креста, страданий и смерти Христа. Без этих горестей, не было бы и радостей - Воскресения Христова и нашего.Троекратное погружение в купель во время Крещения - прообразует, т.е. являет собой образ тридневного (на третий день по смерти) Воскресения Христова. Погружаемся - умираем, восстаем из купели - воскресаем. А пение во время Таинства «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - это завет новокрещенному, что если он принимает Крещение, принимает Христа, он должен приобщится и к пути Крестному, т.е. не только ожидать радость будущего Царствия, но и быть готовым нести скорби за Христа, за свою веру, за свои ошибки. Так что Крещение, если мыслить по-житейски, не только не освобождает от болезней и неприятностей, чего многие желают, но наоборот часто усугубляет их и приносит дополнительные трудности, не само по себе, а в силу нашего нежелания серьезно и ответственно подходить к своей вере, совершения ошибок и нарушения Закона Божия, т.е. совершения грехов. Возлагая на себя или на наших детей Крест, мы берем обязательство идти в след Христа, (или вести тех, за кого поручились) путем любви Бога и ближнего, путем узким и тернистым, ибо любовь к себе нам очень мешает думать о Боге и ближнем. Крещение - это не ставка на благополучие и успех, как бывает в житейских делах, а труд, усердие, самоотверженность, терпение, сострадание, любовь, которые достигаются не нашими слабыми силами, а Божией помощью, получаемую через молитву и Таинства.

Поэтому хочется обратиться к дорогим родителям и будущим крестным, понимайте, на какой шаг Вы идете, приступая сами или приводя детей ко Крещению. Крещение - это не просто очередной повод устроить себе праздник, а серьезный и ответственный шаг. Если Ваш шаг будет неосознанный, и все приобщение к вере и посещению храма закончится днем совершения Таинства Крещения,то это все равно, что бросить человека, не умеющего плавать, в море и не дать ему спасательный круг. Это подведение себя или ребенка под Закон, без понимания и объяснения по мере роста сознания младенца самого Закона. А как известно, незнание Закона не освобождает от ответственности. Соответственно неисполнение Закона ведет к определенным пагубным прежде всего для души последствиям.

Вот зачем нам вера, Крещение, Причащение.

 

Источник: Редакция, Кутьева С.А.