Послушание выше поста и молитвы?!

« Назад

Послушание выше поста и молитвы?!  04.03.2018 01:14

Послушание выше поста и молитвы" - эта фраза известна,наверное, всем, кто стремясь к молитвенным правилам, воздержанию и подвижничеству, останавливался, ввиду необходимости исполнять житейские обязанности, церковные послушания или уступить просьбам ближним. Этой же фразой обычно смиряют новоначальных, желающих большей молитвы и поста, не всегда по разуму ревнующих. Но русский язык настолько многозначен, насколько каждый пытается приспособить к своим нуждам и понятиям те или иные высказывания, часто по- протестански выбирая фразы из контекста и лишая их смысловой окрашенности. Человек старается найти оправдание всему: и плохому и хорошему.
Наша задача не подстраивать фразы под ситуцию и искать истину, открывающуюся за святоотеческими словами.
Так вот в книге о молитве Иисусовой, издания Оптиной пустыни( репринт издания 1914 года),говорится о том, как правильно понимать цитируемое выше высказывание. Послушание должно быть фундаментом молитвы, т.е. без умения слышать и смиряться не будет правильной угодной Богу молитвы и достойного поста. Вот, почему, оно выше: не в том смысле , что ради него можно пренебречь остальным, а в том, что оно дает основу правильного духовного настроя и особенно молитвы. Если человек вынужден прервать чтение молитв, ради служения другим, то он вполне может, если будет стремиться к этому, сохранить внутреннее расположение и молитвенный настрой, в частности пользуясь молитвой Иисусовой. Равно как и нарушение внешнего подвига поста, может сопровождаться смиренным внутренним рассуждением, о своем недостоинстве, неспособности строгого воздержания, и как итог послушанием условиям общежития. Ибо смысл подвижничества и проявления любви к Богу не в форме, хотя она и задает рамки, но в содержании и во внутреннем осмыслении происходящего.
Никогда свв отцы не приветствовали многого труда в ущерб молитве, легкого оставления поста в угоду ближним.
Многий труд должен быть следствием многой молитвы, а смиренное принятие или видимость принятия пищи, следствием внутреннего воздержания и мысленного уничижения.
Свт. Филарет, будучи приглашенным в постное время на обед к знатной особеа, потихоньку разрезал и размазал по тарелке, все непостное, так, что сложилось впечатление о вкушении пищи. Он не выставлял своего постничества, но и не пустился есть все, что предложено. Другие подвижники, если и вкушали что лишнего за послушание ближним, то восполняли сугубым воздержанием в следующие дни.
Равно как и труд должен быть внешней формой молитвы. Молитва- стержень, а труд - веревка, на этот стержень наматываемая по кругу. Только при таком устроении можно научиться правильному духовному пути.