« НазадПрп. Макарий Унженский 07.08.2019 15:45О ПРЕПОДОБНОМ
Недавно в нашем храме появилась икона прп Макария Унженского с фрагментами из Жития. Наверное, не многим хорошо известно имя святого, история прославления, обретения честных мощей, а между тем с личностью прп. Макария связаны многие факты истории государства Российского. В настоящей статье мы попытались восполнить недостаток информации о святом.
Житие преподобного Макария повествует о его происхождении от благочестивых родителей Иоанна и Марии из Нижнего Новгорода. Родился преподобный в 1349 году. Необычные случаи с младенчества показали родителям богоизбранность их чада. Так младенец плакал, когда его не брали на службу в Церковь. Благочестивое воспитание, прилежание к постижению грамотности, чтению книг, посещению храма Божия естественно приводят отрока к желанию монашеского жития, ради которого он однажды тайно покидает родительский дом. Направившись в Печерскую обитель на Волге, по дороге прп Макарий меняется одеждой с встретившимся нищим. По прибытии в монастырь юный подвижник представляется бедным сиротой и просит у настоятеля принять его в число братии. Поступив в монастырь и став иноком, прп Макарий усердно проходит путь духовного возрастания через послушание настоятелю, тогдашнему арх. Дионисию, и братии, всегда в молчании, кротости и готовности оказать помощь. Известна трогательная история о встрече прп Макария с отцом, который после исчезновения сына долго искал его и печалился вместе с неутешной супругой. Однажды в случайном разговоре, услышав о некоем иноке, подвизающемся в Печерском монастыре,похожим на его сына, отец поспешил на встречу с ним. Отец подошел к стенам келии, где беседовали сын и настоятель обители. Узнав по голосу сына, отец просил его выйти для встречи, но прп Макарий, боясь растрогаться, не пожелал откликнуться. Он лишь протянул руку, умолявшему отцу. Отец Макария не стал больше настаивать, а пожелал сыну спасения и просил молиться о себе и своей супруге, а затем радостный возвратился домой. Сын продолжил стезю подвижничества. Не удовлетворившись трудами при монастыре, тяготясь увеличивающейся славой, прп Макарий покидает обитель и устраивает хижину на берегу реки Луг, живя в ней в молитве и посте. По Евангельской истине, не мог такой светильник укрыться от людских глаз и со временем к месту подвига преподобного приходят за духовными наставлениями местные жители и желающая подражать трудам прп Макария братия. Так появилась первая обитель преподобного с храмом в честь Богоявления Господня. Как правило, все истинные подвижники стремились к уединению, которое давало свободу неразвлеченной молитве. Так поступает и прп Макарий. Он уходит дальше в местечко Желтые воды, где в маленькой келии возносит молитвы к Богу. Нарушают его безмолвие местные жители, как и прежде искавшие слова Божия и утешения. Вот уже вторая обитель с храмом в честь Живоначальной Троицы поднимается над Волгой.
В период княжения благоверного князя Василия Васильевича один из татарских военачальников, по имени Улуахмет, изгнанный своими соотечественниками из Золотой Орды, приблизился к российским пределам и остановился в Казани. Оттуда он делал набеги на соседние княжества, перемещаясь по русской земле, опустошая христианские селения. В один их таких набегов был сожжен монастырь преподобного Макария, убито множество иноков, а сам преподобный попал в плен в татарам. Но военачальник узнал в преподобном старца, который был известен также среди татар, ибо и иноплеменники находили покой и приют в обители святого до случившегося набега войск на святую обитель. Старца вместе с сотнями пленных отпустили, с условием не селится на покоренной земле. Сотворив молитву и похоронив убитых, прп Макарий вместе с народом Божиим уходит в сторону Галича. Заканчивался Петров пост, пригодной растительной пищи в лесу еще не было, не случайно в народе говорили Петровки-голодовки. А охотиться на животных преподобный запретил, прося подождать окончания поста. И действительно, в день Первоверховных апостолов лось, которого поймали и отпустили во время поста, сделав отметку на крае уха, встретился вновь и стал легкой добычей для изголодавшегося народа. Похже прп. Макарий пришел в приделы небольшого города Унженска и там, вдали от селений в 1439 году поставил новую келию, в которой прожил до своей кончины. Неподалеку от последнего места пребывания прп. Макария также возникла монашеская обитель. Предчувствуя отшествие из мира святой пришел в Унженск и там мирно скончался, завещав перенести его во вновь созданный монастырь. Так две последних обители, ныне мужской Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь(на Унже), где похоронен прп Макарий, и современный Свято-Троицкий Макариевский женский монастырь (на Волге, основанный на месте сожженого татарами монастыря на Желтых водах) оказались связаными узами молитвенного подвига преподобного Макария. Первый назывался Макариевой пустынью, а второй был возрожден в 1620 году монах Тетюшенского монастыря Авраамий, на месте сожжённой на Волге ханом Улу-Ахметом старой обители Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария по преставлении.
|