Без искренности нет любви. Неделя 15-я по Пятидесятнице

« Назад

Без искренности нет любви. Неделя 15-я по Пятидесятнице  04.10.2019 21:20


Сегодня мы слышали слово Священного Писания, слово Самого Живого Бога о самом главном фундаменте нашей христианской веры - о любви. Евангелие сообщает нам, что некий фарисей, искушая Христа, задает Ему вопрос: "Учитель/ какая наибольшая заповедь в законе?" (Мф. 22:36). Этот законник, обращаясь к Иисусу как к Учителю, вовсе не ждал от Него пояснения и наставления. Он лукаво надеялся, что Христос покажет незнание иерархии заповедей иудейского закона или несогласие с ним, чтобы использовать это как повод для ареста и казни Спасителя. Что же отвечает Господь?
"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40). Коротко, совершенно ясно и понятно - люби Бога и люби в Боге ближнего. Сумей увидеть в находящемся радом с тобой человеке образ и подобие Божие, твоих брата или сестру, отца или мать. Конечно, это приходит со временем, целая жизнь полагается на то, чтобы мы именно так смотрели на людей, которые окружают нас, и даже на тех, которые в какой-то момент посылаются нам Богом на нашем пути.
Хочу обратить ваше внимание на различное звучание этих строк Священного Писания. На церковнославянском говорится: "возлюби искреннего твоего как сам себя". А в русском переводе - "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). Интересно, есть ли разница между искренним и ближним? Ближних много, а искренних - единицы. Так, может быть, это нас освобождает от ответственности, освобождает от этой заповеди? Или вопрос стоит иначе: это мы сами должны быть искренними по отношению к другим людям. Если мы не будем считать, что только того, кто с нами искренен, его-то мы и должны любить, а наоборот, сами станем открытыми и искренними - тогда совершенно другим будет взгляд на каждого человека.
Если мы в каждом будем искать искренности - мы ее не найдем. Почему? Да потому, что, в первую очередь, мы сами не такие. Это значит, что в духовной жизни все и всегда надо начинать с самого себя. И начинать без промедления,  сразу после этой воскресной проповеди задать себе вопрос:  "С кем я искренен? Таков ли я со своим другом, с братом и сестрой?" Начинать всегда надо со своей семьи, потому /    что ложь и неискренность чаще всего приводят к семейной трагедии. Сказав слово лжи близкому человеку, ты перечеркиваешь свою любовь к нему. Потому что если ты солгал, значит, ты боишься, а если ты боишься, значит, ты не любишь.
В детстве моя мама часто повторяла: "Лучше один раз за правду получить нагоняй, но зато все останется по любви". Так это всегда и происходит: солгав один раз, ты так запутываешься, что никакой любви здесь уже быть не может. Получил за двойки по одному месту, но зато понятно, что это профилактика, это не со зла, вот такова обязанность материнская. Лично я в подобной ситуации осознавал, что мама это делает не по злобе, а по любви. Нельзя же все на самотек пускать: ну, учись, как хочешь, и делай, что хочешь. Это совершенно неправильно. Вот и в Писании сказано: "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). Бог кого любит, того и наказывает, в смысле научает. И если вы без наказания, без научения, то вы не дети, а подкидыши.
О том, как важна искренность в отношениях, покажу на таком примере. Однажды венчается у нас пара, и перед самым Таинством исповеди у нас с невестой состоялся такой разговор. Она меня спрашивает:
 - Батюшка, а мне сказать жениху, какая у меня получка?
- Я что-то не понял? Детка, ты же сейчас вступаешь в брак, это будет твой любимый и родной человек, а у тебя, значит, какие-то от него секреты будут?
-    Ну, я в банке работаю, и у меня получка в два раза больше, чем у него. Я и подумала, как бы его не обидеть, мужское самолюбие не задеть.
-    Нет, знаешь, так нельзя, - твердо ей говорю.
Мне даже в голову такое не пришло, что можно жить с любимым, близким человеком и иметь от него какую-то тайну, какой-то секрет. Знаете, что получилось? Через полгода ее из банка выгнали, и она еще меньше стала получать, чем он, - все на свои места встало. Если ты неискренен, значит, никакой любви быть не может, потому что любовь начинается с искренности.
Бывает, что человек по каким-то причинам не хочет сказать правду. В таких случаях я советую: "Избегайте художественного вранья". Что это такое? Ну, например, у тебя спрашивают, где ты провел отпуск, а ты не хочешь говорить, чтобы не позавидовали. Тогда скажи: "Там, где я был, там уже меня нет". Но только не сочиняй ничего. Или можно сказать: "Об этом в другой раз". Ну, если ты не хочешь говорить, то и не говори, только не лги. Всегда должны мы помнить, что нельзя в отношениях с людьми допускать какую-то ложь. Всегда только правду, правду и правду. Потому что ложь уничтожает искренность, а без искренности не может быть никакой любви.
Писание нам говорит: "Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы" (Лк. 8:17). Многие из нас убеждались: скажешь одному что-то на ушко, по секрету, а потом это станет известно всем окружающим. В детстве мне мама повторяла: "Павлуша, ты от меня ничего не скрывай, потому что ведь я все равно все узнаю". А я не верил, думал, что можно что-то утаить, вот скажи ей правду - она расстроится. Решил я как- то двойку от мамы утаить, вырвал страницу, аккуратненько новую вклеил, все переписал и даже подпись классного руководителя поставил. Вроде все шито-крыто. Мама ничего не заметила, поставила свою подпись. Но учительница, конечно, все заметила и маму в школу вызвала. Вы знаете, что после этого было? Я на одном месте очень долго не мог сидеть. А мама при этом приговаривала: "Ну, я же тебе говорила, не
скрывай ничего от мамочки, все равно потом она все узнает". Я на всю жизнь запомнил: как ни крути, но со временем любая неправда обнаружится. И когда близкий человек узнает, что его обманули, это может стать ужасной трагедией.
Надо каждый день и каждый час иметь в голове и на сердце эту заповедь "возлюби искреннего твоего как сам себя". Не бойтесь быть искренними людьми, потому что в этом есть и еще одно преимущество - неискренним людям будет рядом с вами некомфортно, и они от вас отойдут. Ведь нам и нужно, чтобы такие люди нас не окружали. Очень важно для человека, чтобы все открыто и ясно: кто за белых, а кто за красных; кто тебе друг, а кто так себе.
Трудно, очень трудно выполнять эту заповедь: "возлюби ближнего твоего как самого себя". Но мы должны стремиться к этому, и начинать надо с мелочей. Сегодня перед богослужением я подошел к нескольким прихожанам и попросил:
"Приведите мне какие-то примеры любви к ближним в нашей повседневной жизни, потому я вижу вокруг, наоборот, бесконечные примеры нелюбви". И один прихожанин рассказал: "Ехал я сегодня в 6 часов утра на службу, спать охота, полная электричка народа, но мне досталось свободное место, сижу, дремлю. Вдруг заходит в наш вагон бабушка, а у меня помысел: встать или не встать, уступить или не уступить; может, кто-нибудь другой уступит. А я этому помыслу говорю: "Ну-ну, держи карман шире, уступит кто-нибудь другой". И я встал и уступил бабушке место". Этот пусть на первый взгляд малозначительный поступок - на самом деле настоящий пример любви к ближнему, когда один человек способен ради другого поступиться своим комфортом.
Вот другой случай, очень значительный по сравнению с предыдущим. Дело было в 1930-е годы. Раскулачили одну семью, выгнали из дома. Пришлось этим людям вообще из своей деревни уйти. Отправились они в соседнюю деревню и устроились на отдых на скотном дворе, рядом с курами, коровами да козами. Сидят, греются. Хозяин услышал какой-то шум, приходит туда и обращается к этим несчастным людям: "Братики, вы откуда?" Они ему рассказали. И знаете, что дальше было
Он им отдал кусок своей земли, и они построились. Этот раскулаченный мужик был классным кузнецом, он в этой деревне стал всем помогать и, конечно, своему благодетелю много полезного сделал. Вот вам пример взаимной поддержки, братства, а значит, и любви. А кто у нас в дом пустит? Вы чего? Вот оно - место надо уступить, вот с этого все начинается.
Вспоминается еще один потрясающий случай у нас на приходе. Заболела раком монахиня Анна, она сама была художницей, расписывала храм на Оптинском подворье. Поместили ее в очень хороший хоспис с теплой домашней обстановкой и достойным уходом. Но они держат больного месяц, чтобы положить следующего, а потом через месяц-два опять кладут.
И вот выписывают матушку Анну, а идти ей некуда. Ее мать 80-летняя отказалась Анну принять, говорит: "Меня это может расстраивать, у меня нет сил, мне надо за собой следить, пусть она в хосписе полежит". В общем, выписывать ее было некуда. И одна наша прихожанка, которая абсолютно к медицине не имеет никакого отношения, она мне говорит: "Батюшка, ну раз такое дело, может быть, я матушку Анну к себе возьму на этот месяц?" Вот это да, умирающего человека, за которым нужен уход, она готова взять. Потом обошлось, в конце концов Анну взяла мать, а наши прихожанки ей всячески помогали. Вот именно к этому призывает нас апостол Иоанн: "Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин. 3:18). Иоанн Богослов также учит нас: "Кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит ?" (1Ин. 4:20).
Господь, обращаясь к иудеям, которые часто в своей жизни лукавили, сказал: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжиI (Ин. 8:44). Оказывается, когда мы говорим хоть маленькую неправду, мы поступаем как дети дьявола, потому что "он лжец и отец лжи". Но когда ты искренно говоришь правду, даже если она неприятна твоим близким, ты поступил по любви, и благодаря этой правде любовь между вами неизбежно будет возрастать.
Дай Бог, чтобы сегодняшние заповеди, прозвучавшие из уст Самого Живого Бога, мы всегда держали в уме и в сердце. Чтобы мы стремились и учились любить Бога, а эта любовь выражается не иначе, как всегдашним памятованием о Нем. А памятуем мы о Боге, когда молитву держим в уме, в устах и в сердце, не забывая призывать имя Божие.
И еще апостол Петр нам говорит: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (Шет. 4:10). Какой у тебя есть дар? Есть у тебя дар с компьютером разбираться - ну так напечатай расписание для храма. Если умеешь петь, запишись в хор, попросись на клирос.
Если ты решил вместо службы в храме дома поспать, то знай, что ты пропускаешь дело любви, когда здесь приносится бескровная жертва в ходатайство о всех и за вся. О своей заблудшей, безбожной родне кто помолится, если не ты? "Ой, у меня настроения нет, я устал, у меня дел полно, надо выспаться" - все это ерунда. В нас столько сил заложено Богом, что, уверяю вас, было бы только желание это исполнять.
Представьте, кто-нибудь скажет: "Если прокопать отсюда, из Ясенева, до окружной дороги, там на глубине трех метров миллион долларов лежит". И что вы думаете? Сейчас же лопату схватят и все за три дня выкопают. Вот если попросят в храме полы помыть или цветы во дворе полить, что услышим?
"Ой, у меня сил нет, у меня руки-ноги не работают". Ну- ну, за миллион что хочешь откопают. Почему? Всегда впереди идет мотивация, всегда сначала идет воля, настрой.
О правильном настрое есть такая история. Волк встречается с воробьем, и поскольку он воробья вблизи никогда не видел,
спрашивает у него: "А ты кто такой?" Воробей ему отвечает: "Я? Я лев!" - "Кто?" - "Лев!" - "А что такой маленький?" - "Болею". Вот и нам, даже если мы воробьи, надо иметь львиный настрой. Вот эта раба Божия, которая готова была больную монахиню Анну взять домой и дохаживать, сама была, прямо скажем, слабенькая. Я на нее посмотрел, думаю: "Боже мой, да за тобой за самой уход нужен". Она была готова взять тяжелобольную и за ней ухаживать. Не сомневаюсь, что если бы ей довелось это делать, Господь дал бы ей, немощной, силы для этого. Бог всегда приходит на помощь тому, кто берется послужить ближнему.
Дай Бог, чтоб у нас была ревность о том, чтобы послужить ближним, чтобы у нас был правильный духовный настрой. Кому бы мы ни служили, что бы мы ни делали - мы все это делаем и должны делать ради Бога. Всякое дело, которое мы сделали ради ближнего, - все это Господь принимает на свой счет. Как мы напоили, накормили, одели одного из малых сих, так и Господь это сделает для нас. Поэтому дай Бог, чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий, чтобы относились ко всем, как к братьям, сестрам, родным и близким, как к нашим искренним. Аминь.

Арх. Мелхиседек. АРТЮХИН



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить