Феномен любви

« Назад

Феномен любви  12.10.2016 20:15

В современном обществе часто приходится слышать, что Церковь вмешивается в жизнь, в светскую будничность, навязывает свои идеалы и свое мировоззрение (христианское). Хотя, совершенно непонятно, почему христианин, будучи не только гражданином этого светского государства, но и его налогоплательщиком, не имеет права требовать от государства либо соблюдения его гражданских прав, либо обеспечения моральных принципов, заложенных в законодательстве (заметьте,в законодательстве, а не в Библии), либо более корректного распределения средств, которые он отдает для функционирования государства. Ведь, как говорится, кто платит - тот и заказывает музыку, правда, одним музыка по вкусу, а другие - затыкают уши. Точка зрения - это не приказ, а повод для диалога, другое дело, когда одна из сторон или обе сразу не способны выслушать и понять аргументы собеседника.

Только вот беда, наши точки зрения, вернее, наши методы высказывания и наше поведение, порой становятся той мерой, которой измеряют всю Церковь. Если он - христианин, а поступает или говорит так, что это не согласно ни с заповедью, ни с законом, ни с моралью, то что это за Церковь, и о Каком Боге, Она говорит? Так рассуждают многие и именно такими многие христиане предстают в глазах общества?

Вопрос - почему?

Как только этот вопрос будет поставлен, многие начнут рассуждать на тему, что людям свойственно идеализировать, что мы все слабы духовно, а порой и просто невоспитанны, что общество хочет материального и душевного комфорта, который не осуществим подчас в рамках христианства, мы устаем и не всегда контролируем себя и проч.

И едва ли найдется тот, кто скажет, что причина всех бед вокруг меня только лишь во мне, в том, что я не люблю Бога так, как учит Евангелие, т.е. всем сердцем, всей душой, всем помышлением, что я закостенел в своем эгоизме, что всех и все я измеряют своим удобством или неудобством. Я не являюсь тем, кем я призван быть - образом Божиим. Я не представляю из себя закваски, которая может заквасить, поднять тесто - изменить мир вокруг меня.

Известное историческое повествование рассказывает, как язычники древности видели христианскую общину, они говорили, да, это христиане, посмотрите, как они :любят друг друга. (Тертуллиан)

Есть ли подобное в нашей среде?

 

Если же нет в нас Евангельской любви, то мы и не христиане, никакие социологические опросы, в которых хоть 90, да хоть100 % населения назовет себя православными, не будут говорить о наличии в обществе таковых.

Во все времена, особенно сегодня, когда со всех сторон, если не иные конфессии, то раскольники и еретики, агрессивно захватывают сердца людей лестью или лаской, а в основном напористостью и душевностью, встает вопрос о миссионерской деятельности Церкви и о миссии христианина в частной и общественной жизни.

Пришествие на землю Христа и распространения христианства происходило посредством проповеди. Обращаясь к чтению Евангелия, можно заметить, что оно построено на монологах: Нагорная проповедь, многочисленные притчи-символы, диалоги с учениками и вопрошающими лицами. Как жить, как поступать, что делать, - это те вопросы, которые постоянно возникают у каждого человека, на которые призван ответить Христос и его последователи - апостолы, а затем и все верующие люди.

Миссия христианина в мире - это вербальная и невербальная (словесная и бессловесная), вольная и невольная проповедь веры, распространение веры, потому что Господь сказал апостолам после Своего воскресения: «Идите, научите все народы» (Мф.28:16). Этими словами была провозглашена цель христианской миссии: рассказ о вере, с целью ее распространения и увеличения числа последователей Христа. Святой апостол Петр говорит: «[Будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании (т.е. в вашей вере), дать ответ с кротостью и благоговением».( 1 Пет.3:15) Речь идет не о навязывании веры, а о том, чтобы всегда уметь ответить на вопросы касательные веры и жизни по ней. Таким образом, миссия и проповедь синонимичные понятия христианства. Миссия - это задача, а проповедь - средство, инструмент, которым решается задача и достигается цель - просвещения верой всех народов.

Первый миссионерский пример дан Христом: это проповедь словом или личным примером, поведением. И не по слову апостола Иоанна мы узнаем, что Бог - есть любовь, а по поступкам Господа и манере поведения, ибо мы читаем в Евангелии, как Он сочувствовал, исцелял, наставлял без упрека, но с твердостью, останавливал неправду без споров, но с вопрошанием. Его слово было с силой.

Зазывать в Церковь - это, конечно, не наш метод.

Наша миссия просто вести себя так, чтобы и о нас можно было сказать, посмотрите, как они любят друг друга. Но что же мешает этому?

Мешает всего навсего гордость, порожденная эгоизмом во всех сферах жизни. Скажете, что нет?

Но попробуйте проследить, о чем Вы думаете в течение дня? Начинаем с молитвы? Ну, не совсем, наверное, сначала вспомним, чего нам предстоит на день, куда сходить, что сделать, чего хочется, а чего нет, какая погода, и так целый день, с перерывами на молитвы и вздохи о том, что что -то не так? Наскоро проглоченные утренние или вечерние молитвы - это ли исполнение заповеди возлюби Господа, Который до кровавого пота молился по ночам? Но, без исполнения этой - другие не исполнить, вот в чем проблема...“

Мы зациклены на собственной персоне, и когда кто-то говорит, я не знаю, как любить ближнего, ведь, я даже не знаю, как себя любить. Вот это ложь. Просто одержимость собой настолько срослась с личностью, что все измеряется благом этой личности. Уж о себе-то постоянно думаем, только косвенно, через желание знать, кто, где, как, что, когда и как все это отразится на нашем комфорте.

Даже семейные отношения, которые казалось бы должны строиться на базисе взаимоуважения и любви, строятся по принципу: ты мне, тогда я - тебе. И любовь к детям, хотя и считается верхом совершенной любви, зачастую превращается в понукание и обладание ребенком, невольное желание властвовать его судьбой, с забвением о том, что родитель - это поручитель о Божием даре, а не собственник.

Приглядеться, что раздражает, вызывает негодование? Порой то, что нам просто говорят правду, которой мы не видим, потому что смотрим через себя.

Однажды на улице предстала картина. Мама завязывает маленькому ребенку шнурок на ботинке и говорит, а что же ты раньше мне не сказал, что шнурок развязался, на что малыш отвечает, а я боялся, что ты будешь ругаться. А на что ругаться? Да, родители готовы на все ругаться, не потому, что дети, делают что-нибудь не так, а потому, что доставляют неудобства их эгоизму, который хочет в данный момент, чтобы было так, а не иначе. Одна мама, которая постоянно ругала ребенка, что он медленно идет, сделала потрясающее для себя открытие, что оказывается, ребенку действительно трудно идти в ногу с ней, что его слова и жалобы на усталость оправданы и не являются капризами, что она всегда думала о себе, о том, как бы везде успеть, но абсолютно не задумывалась о чувствах и возможностях ребенка.

Вот, так мы, расточая советы, а то и приказы своим ближним направо и налево, не хотим задуматься о том, что наши ближние имеют такое же право дать обоснование своим поступкам, и к этому нужно прислушаться, а вдруг, они все-таки правы? И, как правило, правы. Посмотрите на ситуацию с позиции ближнего, может, все увидится в новых чертах? Кстати, этот же принцип заложен с точки зрения психологии в модель успешности человека в обществе.

Если помнить о том, что всякий человек, даже если у него по нашему мнению «трудный характер» - это посланник Божий, то хорошо бы рассудить, для чего он послан, и то, что нам не нравится, не является ли правдой, которая, как говорится, колет глаза, а потому и воспринимается с возмущением, раздражением.

Вот, оно, начало любви - в слушании. Услыши другого, тогда поймешь, как правильно поступить. Отсутствие понимания причинно-следственных связей разрушает не только любовь, но гармонию межличностных отношений.

Порой приходится наблюдать, как один человек испытывает раздражение, что другие не делают того, что он показывает или просит, и хорошо, когда Господь посылает Ангела, в лице ближнего, который скажет, а ведь тебя просто не видят или не слышат, сделай вот так, и тогда все все поймут. Или мы не умеем четко изложить свои мысли, а потому обвиняем других в том, что нас не понимают, еще и обижаем при этом ближних. Таким образом, вина не в других, а в нас самих.

Но признать вину не позволяет гордыня, которая внушает нам, что мы хорошие и пушистые. Повторяется тысячелетняя история непослушания Адама: это не я, это жена, которую Ты мне дал. Не только не хотим признать вину, но еще и других обвиняем, а то и на Бога ропщем. Это начальник несправедлив, это ребенок непослушен, это жена сварлива, это соседи грубы и не хотят мирно сосуществовать, но не я...

Что же делать?

То, что советуют святые отцы-подвижники от начала веков. Познать свою слабость, и измениться.

От познания бо себя самого последует СМИРЕНИЕ и ТЩАНИЕ о исправлении себя самого: ибо надобно прежде познать НЕМОЩЬ немощному, и тогда исцеления искать. Начало здравия - познание немощи: и начало исправления - познание бедствия и окаянства своего,- говорит свт. Тихон Задонский.

В современном интернет пространстве можно прочитать следующую притчу.

«Однажды пришел человек к мудрецу и попросил:

- Научи меня быть мудрым. Скажи, что я для этого должен сделать?

Мудрец жестом пригласил молодого человека следовать за собой, привел его к реке и завел на достаточную глубину. Схватив за плечи, он погрузил юношу в воду и какое-то время держал под водой, не обращая внимания на его отчаянные попытки освободиться. Наконец мудрец отпустил юношу и, когда тот отдышался, спросил:

- Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего на свете?

- Воздуха! Только воздуха! - от

ветил юноша без колебаний.

- А не желал ли ты в тот момент богатства, удовольствия, могущества или, может быть, любви женщины?

- Нет, господин мой, я жаждал только воздуха и думал только о воздухе.

- Итак, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен так сильно жаждать Бога, как только что жаждал воздуха. Если ты будешь стремиться к Нему с таким рвением, сын мой, ты непременно станешь мудрым».

Главным благом для человека является единение с Богом, начало которому должно быть положено здесь, в земной жизни человека - в этом мудрость Но наши немощи и греховные навыки мешают нам, но в то же время они же понуждают обращаться к Богу, просить о помощи в борьбе, тем самым смиряя самонадеянное и гордое сердце.

Изменить других можно только изменив себя. А изменить себя можем только с Божией помощью, поставив в центр жизни любовь к Богу.

Если самым важным и ценным будет Бог, то станем ли препираться с ближними за земные блага или за бытовые условия, привычки, из серии, где должна стоять чашка? Тоже или Тот, Кто становится ценным и важным, желанным, Он становится и любимым. Чем теснее связь с Богом, чем чаще молитва и память о Нем, тем значимей и драгоценнее богатство Богообщения, тем сильнее любовь к Богу. И только через любовь к Богу можно по-настоящему любить ближнего, потому что Бог даст эту любовь. Свт. Тихон Задонский сказал: «Любовь к ближнему есть выражение любви к Богу».

Она будет видна из интереса к человеку, но без празднословия; внимательности, но без навязчивости; уважения, но без лести; готовности помочь, но без корысти.

Свт. Иннокентий Московский говорит: «Никто, хотя бы и веровал во Иисуса Христа, но если не будет поступать и жить так, как жил и поступал Иисус Христос на земле, не может называться учеником Иисуса Христа и, следовательно, не может жить с Ним на небеси... Никто без помощи Духа Святаго не может идти за Иисусом Христом...Путь в Царствие небесное, открытый нам Иисусом Христом, есть единственный(!), и нет и не было и не будет другого пути, кроме того, который показал нам Иисус Христос. Труден путь в Царствие небесное - но страдая здесь на земле, мы можем всегда молиться и в молитве находить утешение и подкрепление, и молитву нашу Бог всегда услышит»...

Утешение и научение приходит через молитву. Только не стоит забывать про труд молитвы, потому что мы сами должны учиться ей, а не перекладывать ответственность на других. Сегодня приходится слышать такое: зашел в Церковь, записку подал и молебен, все... Ну, а самому помолиться о дорогом человеке? Да некогда, работа, дела, суета...

Ведь, Марфушечки-душечки, не только в сказках бывают. Вот, ее знаменитый диалог с Дедом-Морозом:

- Тепло ли тебе, девица?

- Да ты что, старый, очумел, что ли?! Вишь, у меня руки и ноги замерзли!

- Что за чудо-юдо? [обегает кругом ели] Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

-Подавай быстрее жениха! Да приданого! Да побольше! У!

Иногда, похожие «рыночные отношения» бывают с молитвой: свечку поставили, записку подали, молебен заказали, а теперь, чтобы все и сразу... Да, и любим также, лишь тех, кто мил или с упреком: я для тебя- все, а ты...

Теория, теорией, а практика - практикой. Какое же доброе дело мне сделать? (Как вопрошает герой той же сказки).

Дело за малым - начать с Божией помощью, видеть не только свои желания, нужды, удобства, но и тех, кто рядом, знакомых и незнакомых, христиан и не христиан, близких и дальних, начальников и подчиненных, ибо все, какими бы не были, мы любимы Богом. И это так удивительно и радостно.

Что же мешает и нам любить друг друга?

 

Источник: Редакция, Кутьева С.А.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить