« Назад
Происхождение душ 28.01.2020 22:00
Вопрос о происхождении, или появлении, душ человеческих в тварном мире издревле волновал сознание людей. Однако далеко не на все человеческие «почему?» Бог отвечает ясно и определенно. Есть много вопросов, которые полностью или частично остаются для нас тайной, и данный вопрос относится к разряду таковых. Ответ на него в божественном Откровении дан лишь в той мере, в какой это полезно знать человеку.
На основании Священного Предания Церкви определенно можно сказать, что человеческие души не совечны Богу, не предсуществуют своим телам, но появляются в тварном мире одновременно с ними. Свт. Григорий Нисский учит: Душа не существует прежде тела, и тело не приготовляется прежде души, напротив же того, одновременно появляются в жизни[1]. Эта мысль получила непререкаемое утверждение на V Вселенском соборе: Церковь, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена[2]. Итак, в тварном мире душа и тело появляются одновременно как некое целостное единство - человек.
Широко распространенная в языческом мире идея предсуществования душ и перехода их из одного тела в другое всегда отвергалась Церковью.
Во-первых, потому что она в корне противоречит и ветхозаветному, и новозаветному Откровению, согласно которому каждому человеку дается одна земная жизнь для самоопределения в отношении Бога. Этого вполне достаточно, чтобы человеческая личность сформировалась и далее унаследовала жизнь или с Богом, или вне общения с Ним. Об этом ясно свидетельствует апостол Павел: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27).
Во-вторых, идея перерождения душ прямо противоречит ясному учению Откровения о всеобщем воскресении и Страшном Суде. Если все воскреснут на суд Божий в своих телах, в которых они совершали грехи и добродетели, то что это будут за существа, которые успели побывать и мужчиной, и женщиной, и животным, и птицей, и рыбой, и растением?
В-третьих, если бы данная идея имела реальное основание, то, несомненно, в Библии имелись бы прямые указания на возможность перерождения, чего мы не находим во всем божественном Откровении как Ветхого, так и Нового Завета.
Наконец, все святые отцы однозначно говорили о душепагубности этой языческой идеи[3]. Например, свт. Григорий Нисский учит:
Если душа, круговращаясь в небе, опутывается порокам, и им совлеченная в жизнь вещественную, снова возносится отсюда к жительству на высоте, то они (язычники. - В. Л.) приводятся к обратной мысли, что вещественная жизнь есть очищение от порока, а непогрешительное совершение пути дела ется душам началом и виною зол, если оперившись здесь добродетелью, парят они ввысь, а там за порочность утратив перья, делаются лежащими низко пресмыкающимися по земле[1/2].
Итак, души человеческие суть тварные создания, но способ их возникновения -это тайна. Большинство святых отцов учат, что каждая человеческая душа творится Богом.
Свт. Григорий Богослов: Душа есть божественная некая струя и приходит к нам свыше. Душа происходит от Бога[2/2].
Свт. Лев Великий: Кафолическая вера исповедует, что каждый человек по своему телу и душе образуется и одушевляется в материнской утробе Творцом всяческих, так впрочем, что остается зараза (infectia) греха и смерти, переходящая от прародителя на потомство»[3/2].
Блж. Иероним категорически отвергает идею предсуществования душ и идею зарождения душ от родителей, настаивая, что ежедневно творит души Бог, желание Которого есть уже дело, и Который yе перестает быть Творцом[4/2].
Подобные суждения высказывают свтт. Ириней Лионский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иларий Пиктавийский, Кирилл Александрийский, блж. Феодорит Кирский, прп. Ефрем Сирин и др. Утверждение о том, что каждая душа творится Богом, ясно сформулировано и обосновано в Православном исповедании веры (Ч. 1. Вопрос 28): Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа дается от Бога как говорит Писание: «Господь, распростерший небо, основавший землю образовавший дух человека внутри него» (Зах. 12, 1). И в другом месте: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7). Притом, если бы душа получала бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась в прах. Но сему противное видим в Писании, там, где Христос разбойнику на кресте говорит: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Тело разбойника осталось на кресте, а душа, как дух бессмертный, вошла со Христом в рай. Но если бы она получила бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умерла бы на кресте. Кроме того, как могли бы стать истинными сии слова Господа нашего: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бег мертвых, но живых» (Мф. 22, 31-32), что должно разуметь не о теле, но о душе. Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали. Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе. Но преимущественно она занимает место в голове и сердце.
Если Бог Сам творит каждую душу, то понятным становится бесчисленное разнообразие душ и душевных талантов в человеческом роде, отличие детей от родителей. Однако здесь возникает рад сложных вопросов.
Священное Писание говорит: Совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2). Согласно традиционному православному пониманию данного стиха, почил означает, что Бог перестал создавать новые творения и далее только промышляет о них. Как же тогда возможно создание Богом новых душ, если Он ничего более не творит, а лишь промышляет об уже сотворенном? Кроме того, Бог оказывается участником и в определенном смысле даже заложником человеческих, порой весьма греховных отношений. Ведь дети зачинаются не только в благословленных браках. Неужели Бог может соучаствовать в грехе,содействовать греховным поступкам людей? Еще один вопрос: Бог творит все хорошо весьма (Быт. 1, 31), но мы порой видим, что рождаются дети с поврежденной душой, - как это возможно? Таковы недоумения нашего ограниченного человеческого разума.
Из приведенных рассуждений видно, что утверждение о постоянном творении душ Богом вызывает ряд недоумений, не согласуется полностью с вероучительными положениями Церкви и требует уточнения.
Первое необходимое уточнение состоит в том, что слово «творение» применимо и к седьмому божественному дню, дню покоя - Субботе (в земной перспективе это время от создания человека до Второго пришествия Христа), но несколько в ином смысле. Не в смысле творения из ничего или создания принципиально новых существ, а творения как осуществление изначального творческого замысла Божия; поэтому Иисус Христос говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). Бог еще при создании людей повелел им: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). И это слово Божие действенно на века. По этому повелению Бога рождаются люди не только телесно, но и душевно. Свт. Иоанн Златоуст говорит: Рождение детей происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю[1/3]. Божественное слово - это принцип бытия, который, будучи изначально установлен Богом, далее реализуется уже в рамках тварного мира. Повеление Божие плодитесь и размножайтесь дано людям, и это значит, что они получили право распоряжаться божественным даром и несут за него ответственность. То есть при рождении детей они используют не только возможности своей природы, но и дар Божий, поэтому участниками рождения являются не только родители, но и Бог; следовательно, и фраза «Бог творит каждого человека» вполне справедлива, но нельзя упускать из вида, что и родители в этом деле могут именоваться сотворцами - более того, инициаторами творения своего ребенка.
Рождаются дети не из пустоты, но от тел и душ родителей. Однако и участие Божие проявляется не только в произнесении древнего благословения. Свт. Феофан Затворник говорит: Души рождаются от родителей или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть[2/3]. Эта мысль высказывалась с древних времен. Климент Александрийский считал, что неразумная животная душа человека передается от родителей при зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба[3/3]. Иначе говоря, Бог животворит человека и дарует ему личностный дух.
При таком понимании творения душ как реализации первоначального благословения Божия становится понятным, что человечество, получив благословение, несет за него ответственность. Получает объяснение и наследуемая поврежденность естества, ибо благословение Божие реализуется в пределах искаженной человеческой природы, а не создается нечто принципиально новое; поэтому в Священном Писании об Адаме сказано, что он родил сына по подобию своему и по образу своему (Быт. 5, 3).
Но и после этого уточнения остается нерешенным вопрос об уникальности каждого человека. Каждый из нас, несмотря на единосущие человеческого рода, осознает себя единственным и неповторимым в пространстве и во времени. Откуда эта убежденность? Где для нее реальные основания? Если бы Бог лишь благословил размножение людей и дальше все происходило бы только в рамках естества Адама и Евы, то индивидуальное разнообразие человечества было бы весьма скудным, легко описываемым законами комбинаторики. Однако в реальности это не так. В природном плане люди могут быть качественными (например, монозиготные близнецы), но как личности они все равно различны. Значит, помимо природы младенцыполучают и уникальное личностное начало - не от отца и не от матери, а именно свое и именно для себя, такое, которого ни у кого не было и больше никогда не будет. Даровать подобное сокровище каждому человеческому существу может лишь Тот, Кто превыше человеческого естества, Кто Сам есть Личность в высшем смысле.
Значит, Бог не только повелевает, не только животворит, но еще и дарует рождаемому неповторимое личностное начало, которое навсегда выделит рожденного среди всех людей. Кроме Бога нет других источников ипостасного бытия для личностных существ. Церковь исповедует, что Бог Отец является причиной ипостасного бытия Бога Сына и Бога Духа. Тем более для тварных богообразных существ только Он может являться причиной их ипостасного бытия. Нам неведомо, как это возможно и каким образом происходит. Конечно, как-то иначе, чем в отношениях Лиц Пресвятой Троицы, ибо люди - существа тварные. Но мы можем определенно утверждать, что получаем ипостасное бытие именно от Бога, и вполне реально, так что каждый из нас становится уникальной богообразной личностью.
Совершив творение мира в течение шести дней, Бог почил в день седьмой от всех дел Своих (Быт. 2, 2) и уже не творит новые природные сущности. Значит, появляющиеся человеческие личности не суть принципиально новые природные объекты и даже не дополнительные части человеческой природы. Личность метафизична и вообще не является частью природы человека, но ее организует, ею управляет, определяет неповторимый способ ее существования. Очень часто у святых отцов описание души человеческой в ее высших проявлениях совпадает с описанием личности так, что эти понятия трудно различить. Достаточно вспомнить полемику свт. Феофана со свт. Игнатием, где свт. Феофан описывает сущность души в личностных категориях. Если использовать его различение в душе человека вещественной оболочки и духовно-личностного начала, то можно сказать, что зарождающийся человек по повелению Божию заимствует от своих родителей не только тело, но и душу в ее природном аспекте*, однако личностное начало у каждого человека - это дар Божий.
О личности у нас еще пойдет речь далее, пока же отметим, что, как нам кажется, только при таком подходе становится понятным единство и многообразие человеческого рода, появление в единосущном человечестве людей с уникальными, отсутствующими у родителей и родственников дарованиями.
Примечания.
1 Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа. 6// Творения; В 8 ч. Ч. 3. - М., 1862. С. 208. Ср. у прп. Исаака Сирина: Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами (Слова подвижнические. Слово 2. - Сергиев Посад, 1911. С. 14).
2 Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. Репринт. Т. 1. - М., 1999. С. 440.
3 Идея предсуществования душ и перерождения их в другие тела имела единичных сторон- ников в церковной истории, но это были не святые отцы. Самые известные из них - Ориген (см. его трактат «О началах»), анафематствованный иа V Вселенском соборе, и еп. Немесий Эмесский (см. его трактат «О природе человека»), оставшийся на периферии церковной богословской традиции.
1/2 Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Разговор с сестрою Макриною//Догматические сочинения. Т.1. - Краснодар, 2006. С. 133-134. См. также его соч.: Григорий Нис-ский, свт. Об устроении человека. Гл. 28. Против утверждения, что души существовали прежде тел.
2/2Григорий Богослов, свт. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании//Творения. Т. 5. - ТСЛ, 1994. С. 178.
3/2Лев Великий, свт. Ерist. 15, ad Turribium de Priscill// 54, 684.
4/2Иероним, блж. Соntra Jonn Ierosolym//РL 23, 372-373.
1/3Иоанн Златоуст, свт. Беседа 19 на 1-е Послание к Коринфянам// Творения: В 12 т. Т. 10.
Кн.1.-СПб., 1898. С. 177.
2/3 Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 1. — М. 1898. С. 98.
3/3См.: Климент Александрийский. Строматы. Кн. VI. 16, 135; Кн. IV. 26, 167.
*Подтверждением этой мысли может быть и тот факт, что человек наследует первородный грех от родителей не только в телесном, но и в душевном аспекте (расстройство сил души, удобопреклонность ко греху и т. д.). А все, что Бог создает Сам, всегда свято, чисто и совершенно.
Источник: Основы Православной антропологии, Прот. Вадим Леонов, -М.: Изд-во Моск. Патриархии,, 2016.-456 с.
|