« НазадСчастливые грехов не совершают 12.01.2016 14:40Прекрасен человек, когда он счастлив. Конечно, человек, как венец творения несомненно прекрасен и величествен сам по себе. Посмотрите на радующихся - они счастливы: счастливы молодые, вступая на поприще семейной жизни, счастливы школьники, впервые оказавшиеся за партой учебного заведения, все мы счастливы, когда находим успешное применение своих сил и талантов. Мы радуемся рождению в мир младенца, радуемся встречам с близкими, дорогими сердцу людьми, радуемся хорошей погоде с ярким солнцем, столь редким в последние годы. Даже если причины нашей радости земные, житейские, бытовые, т.е. душевные и чувственные, все равно эта радость одухотворяет нас, возвышает над повседневностью, обыденностью, и помогает нести заряд бодрости, благодушия, счастья, доброжелательности окружающим. Положительный настрой делает счастливого и радостного человека неспособным ко злу, что по сути уже есть начало духовного совершенства. Однако, прп. Макарий Великий предупреждал, что даже духовно опытный человек не способен удерживаться в одном и том же расположении духа. Периоды радости и уныния в духовной жизни сменяют друг друга - это естественно для каждого человека. Причины разные: зависть духов злобы, испытание от Бога, грехи и помыслы людские. Тем более недолговременны для большинства людей периоды душевного счастья, которое постепенно расстраивается под грузом житейских проблем, забот и нашим нравственным несовершенством. К сожалению, страстность обезображивает и искажает в нас все «великое и вечное». Как же быть? Если даже минуты житейской радости так благотворны для души, как научить ее радоваться не только иногда, но постоянно, не только душевно, но и духовно. А духовная радость отличается от душевной тем, что причиной ее служит Дух Святый, Дар Божественной благодати, к стяжанию Которого призван каждый христианин. Если человек не ощущает в своей жизни такого дара, то он даже и христианином или верным не может называться. Верный, по слову Симеона Нового Богослова,- это не просто человек верующий и исполняющий заповеди Божии, а это человек, которому вверяется благодать Духа, и который старается ее хранить, т.е. пребывать в «Духе»: в целомудрии, смирении, кротости, святости. Помните завет апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16-18). Не в этой ли общеизвестной формуле кроется ответ на вопрос как радоваться, быть счастливым и хранить сердце от страстей. Первое, несмотря на то, что оно поставлено на последнее место у Апостола - это благодарность. Благодарность сердца - часто не дар свыше, а приобретенный навык и чувство. Один из философов утверждал, что «благодарность - это фрукт, который нужно взращивать». Взращивать не автоматическим «спасибо», хотя это уже начало плода, а сознательным чувством и мыслью. Даже если мы ни в чем не нуждаемся, сам факт неожиданного внимания, помощи со стороны другого человека - это чудо, ибо ничего не происходит просто, без цели и смысла. Возможно, именно в этот момент Господь стучится в наше сердце. Не только в «разведке» познается человек, он познается и по способности благодарить. Неблагодарный, как правило, по жизни «обижен всеми»: безрадостный, недовольный и угрюмый. Такой же букет расположений он несет окружающим. А благодарный - благодатен, легок для других, угоден и Богу. Тяжело ему только терпеть неблагодарность окружающих, которая встречается довольно часто, но это не должно огорчать. Вспомним Евангелие о десяти прокаженных - Евангелие о благодарности: в нем лишь один из десяти вернулся поблагодарить Господа за исцеление от болезни. Нам ли ожидать большего? Не стоит ни смущаться, ни обольщаться, просто быть благодарными Богу и людям, творить добро ради Христа, не ожидая ничего взамен. Благодарный не может ограничиться благодарностью людям, он прежде всего благодарит Создателя своего за все: за жизнь, за окружающих, за радости и скорби, обращает все свои чувства и мысли в молитву и эта молитва, действительно, со временем становится у него непрестанной, т. е. человек постоянно помнит о Боге и Его благодеяниях, Его вездеприсутствии. Именно через молитву подается нам благодать Духа, радость духовная, «взыграние Духа», по именованию святоотеческому, ощущаемое сердечным ликованием. Эта радость порой не зависит от нашего состояния, чувства, возникает ниоткуда по воле Божией, и исчезает также неожиданно от одного малого недоброго помысла, осуждения, превозношения. Непрестанная или частая молитва помогает нам быть стяжателями Духа Святого, а в этом стяжании, т. е. приобретении и хранении Духа Святого и есть смысл жизни по словам прп. Серафима Саровского. Подвиг поста и молитвы, когда он правильно проходит, всегда делает человека радостным, ибо не само воздержание, слезы и поклоны производят в человеке какие-либо изменения, а та Божественная благодать, Дух Святой, Который привлекается нашим усердием по милости Божией. Таким образом апостольская цепочка ведет нас от благодарности к молитве, от молитвы к радости, а ведь радость порождает еще большую благодарность Богу, через молитву, хваление, славословие. Благодарный всегда радостен, и умеющий радоваться даже малому всегда благодарен, если же таковой все делает с памятью о Боге, то не будет у него времени на грех даже мыслью. Благодатная помощь свыше удержит его от всего того, что нарушает мир, огорчает, давит неопределенностью и скорбью. Знаменитый афоризм утверждает: «Ваше счастье - в ваших руках». Добавим: «Ваша радость - свидетель Вашего счастья». «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Так будьте же счастливы, чтобы не оказались праздными классические новогодние пожелания: «С Новым годом и с новым счастьем!!!».
Источник: редакция, Кутьева С.А. Фото:www.playcast.ru
|
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.