Сщмч. Серафим (Звездинский)

« Назад

Сщмч. Серафим (Звездинский)  30.08.2019 09:50

Прежде своего трехлетнего епископского служения на земле Дмитровской, Владыка Серафим получил указание свыше о нем. В 1915 году, будучи архимандритом Чудова монастыря в Москве,  возвращаясь со своим другом епископом Арсением (Ждановским) из Пешноского монастыря, они остановились близ Успенского собора Дмитровского кремля, потому что лошади отказались двинуться дальше. Тогда епископ Арсений и архимандрит Серафим зашли в собор, где приложились к главной святыне - Животворящему Кресту Господню. Именно здесь епископ Арсений предрек, что остановка не случайна , ибо "над каждым человеком бдит Промысл Божий". И действительно, спустя четыре года в день св. мч. Татианы в 1920 г. рукоположенный в епископа Владыка Серафим приезжает на место свого служения - г. Дмитров. Именно Дмитровская паства обязана своему Владыке отеческим духовным руководством с верой и любовью, а сщмч. Серафим обязан своим пасомым материальной, духовной и моральной поддержкой, которую они оказывали на протяжении 15- летнего скитания мученика по тюрьмам и местам поселений...

Кто же он - хранитель земли Дмитровской, так запомнившийся и так полюбившийся нашим отцам и дедам, матерям и бабушкам Владыка Серафим?

Николай, так звали епископа в Крещении, родился 7 апреля 1883 года на шестой неделе Великого поста в семье единовечреского священника Иоанна Звездинского(Иоанн Гаврилович Бонефатьев), принажлежавшего к древнему старообрядческому роду Бонефатьевых. Отец Николая после подания прошения о причислении к Православной Церкви служил в Петербурге, где женился и принял сан священника, затем в Ржеве, и наконец в Москве о. Иоанн стал настоятелем Троице-Введенской церкви на берегу Яузы, а потом и благочинным всех единоверческих храмов, в которых служили православные священники, но служба велась по старому обряду.

Кроме младшего Николая, в семье было двое детей: дочь Анна и средний сын Михаил, но, к сожалению, очень рано дети осиротели, в 1885 году умерла мать, супруга о. Иоанна - Евдокия. Несмотря на раннее отсутствие материнского покрова, Владыка Серафим не чувствовал себя обделенным заботой и вниманием, потому что отец Иоанн был не только строгим духовным наставником, но и любвеобильным отцом, согревавшим сердца детей лаской и теплом.

Обстоятельства жизни воспитывали в Николае мужество, ревность и любовь к богослужению и молитве, благоговение. Даже в младенчестве его приносили на долгие богослужения днем и ночью под большие праздники, и с раннего детства Николай постоянно слышал Евангельское благовестие, уставные чтения и пение. Пример отца побуждал и сына к усердию и старанию особенно тогда, когда мальчик начал помогать отцу за богослужением и читать Псалтирь.

Отец желал для сына духовной стези и сын вполне оправдал надежды отца. Николай, получив начальное образование в училище при единоверческой церкви, потом в духовном училище при Заиконоспасском монастыре, поступает в Московскую Духовную Семинарию, во время учебы в которой поставляется в чтеца и иподиакона, а затем оканчивает Московскую Духовную Академию...

 После смерти дорогого отца в 1907 году Господь передает Своего верного раба в отеческие руки старца Зосимовой пустыни Алексия, который благословляет Николая на монашеский путь, ибо  благочестивый юноша горячо желал иночества и дал обет, молясь у раки прп. Сергия Радонежского.

Так 26 сентября 1908 года Николай становится  Серафимом, постриженным в честь прп. Серафима Саровского.Конечно, выбор имени был промыслителен. Ведь несколькими годами ранее Николай, страдавший тяжелым воспалением лимфатических сосудов, вплоть до того, что в какой-то момент состояние больного становилось безнадежным, был чудесно исцелен прп. Серафимом Саровским. В самый кризисный момент болезни игумен Саровского монастыря Иерофей, бывавший в доме отца Николая, передал для болящего образ прп. Серафима. Когда юноша с верой приложился к финифтевому образу и коснулся им больного места, гнойник прорвался и болезнь отступила. Это случилось за год до прославления прп. Серафима. На торжествах в честь святого Серафима присутствовал в 1903 году и Николай вместе с отцом Иоанном.

Из Духовной Академии в 1909 году уже иеромонах Серафим (рукоположенный на летнюю Казанскую 8\21 июля) выходит в звании кандидата-магистранта богословия и преподает в Вифанской семинарии Историю Церкви. Отец Серафим проводит свою монашескую жизнь строго подвижнически, постоянно служит Литургию, ибо именно в Евхаристии он видит путь к стяжанию Духа Святого, о котором говорит его небесный покровитель прп. Серафим Саровский. Известно, что еще в годы учебы будущий Владыка по молитвам прп. Сергия и свт. Николая, к которым он обращался, получил дал слова, проповеди. И сегодня мы можем оценить этот великий дар, по простым поэтичным, но в тоже время глубокомысленным проповедям о Божественной литургии.

В 1914 после двухлетнего преподавания в Московской Академии иеромонах Серафим переводится в Чудов монастырь с возведением в сан архимандита, а также становится наблюдателем церковно-приходских школ Москвы. Архимандрит Серафим вместе с братией и будущими новомучениками в 1917 году принимает участие в Поместном соборе, а с приходом революционных властей в 1918 году покидает монастырь и вместе с епископом Арсением (Ждпновским) переселяется в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой).

Но Святейший Патриарх Тихон вызывает архимандрита Серафима в Москву, где 3 января 1920 года совершается его хиротония во еископа Дмитровского. В этот день памяти свт. Петра - покровителя, духовного созидателя, молитвенника столицы наша Дмитровская земля получает подобного хранителя - Владыку Серафима. Именно на это обратит внимание в напутственном слове Патриарх, желая новопоставленному епископу быть утверждением града Дмитрова, предрекая путь многотрудный и скорбный, ибо великий дар требует великого подвига.

Отслужив благодарственный молебен в Дмитрове, Владыка начинает подготовку к предстоящему Крестному пути. Он становится истинным пастырем для жителей Дмитрова и окресностей: в подчинении епископа были Борисоглебский, Пешношский, Влахернский монастыри, храм Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье и порядка сотни других храмов. И самое главное, что никто не чувствовал себя обделенным вниманием, попечением, любовью пастыря и отца. В отношении богослужебной деятельности, Владыка всегда требовал соблюдения Устава и благоговения к храму и святыням. Был также замечен и необычный дар еп. Серафима — приводить душу человека к покаянию. В Дмитрове было создано братство Животворящего Креста Господня, которое должно было являть собой образ первохристианской общины, основанной на главной евангельской заповеди: «Любить друг друга». Местные жители стремились как можно чаще посещать службы полюбившегося им епископа. После окончания Богослужения Владыка возвращался домой всегда в сопровождении многочисленных чад, утешая, наставляя, отвечая на вопросы. Поистине годы служения Владыки — были временем Торжества Православия на Дмитровской земле, так что и во время обновленческой смуты, когда московское и питерское духовенство впало в раскол, все Дмитровские храмы оставались Православными.

10 декабря 1922, в день почитания иконы Знамения Пресвятой Богородицы Владыка Серафим отслужил последнюю литургию в Дмитрове. После неудачной попытки арестовать епископа в Дмитрове, когда возмущенный народ потребовал от властей отдать им задержанного Владыку, еп. Серафим был вызван в Москву на Лубянку, где был арестован. Отсюда начался путь тюрем и ссылок для священномученика: Бутырская тюрьма, Таганка, два года ссылки в Коми край, Казахстан, Омская область - «10 лет без права переписки» - расстрел. Были среди этих неприглядных пунктов пребывая и периоды более-менее утешительные- проживание в городе Миленки, Владимирской области и в Дивеево. Хотя все свои места вынужденных поселений Владыка смиренно называл «местами спасительного изгнания». Действительно, не только для самого Владыки, но и для всех тех, с кем ему приходилось встречаться на новом месте, взаимное общение оставляло неизгладимый след в душе. И повсюду мысленно и реально, через добровольных посредников, следовали за епископом Серафимом его духовные чада - родные Дмитровцы- как именовал он их в письмах. Молитвы святых и поддержка духовных чад и не спасали Владыку от болезней, смертельной опасности, затруднительных ситуаций. Так в первой ссылке епископ Серафим утроил в лесу пустыньку, куда часто уходил молится наедине. Однажды, под праздник, когда собрались ссыльные архиепископы, священнослужители и помощники для богослужения в небольшой, устроенной в ссылке церкви, Владыко не пришел на службу. Накануне, он обещал быть, но перед службой ушел в пустыньку для уединения. Послушница Анна, всюду сопровождавшая Владыку(она была официально удочерена епископом, чтобы иметь возможность следовать за ним), побежала в лес, но нигде ни нашла следов пребывания еп. Серафима. Все были обеспокоены отсутствием, ибо состояние здоровья епископа было не очень хорошее, каждый возносил свои молитвы свт. Николаю и др. святым. Каково же было удивление собравшихся, когда спустя некоторое время из леса вышел епископ, впереди которого шла корова. Владыка рассказал, как гуляя в лесу, он перешел с одной тропинки на другую, которая почему-то оборвалась, потом еще раз и в итоге заблудился, пришел на болотные кочки. Но потом, откуда не возьмись, показалась корова. Владыка решил, что животное свой дом всегда найдет и выведет, а потому пошел за ней. Вот так и дошел до селения, по молитвам свт. Николая и своих чад.

По возвращении из ссылки, смерти Патриарха Тихона и всевозможных нестроений в церковном управлении, Владыку выселяют из Москвы и он отправляется в дорогое Дивеево - место подвигов духовного покровителя Серафима Саровского. Здесь после ряда препятствий со стороны монастырского начальства, ему все-таки позволяют служить литургию в подвальном храме во имя Пресвятой Богородицы и иконы «Утоли моя печали», что он делает ежедневно, несмотря на усилившуюся желчекаменную болезнь. Игум. Александра сказала как-то епископу, чтобы он спокойно жил здесь, в корпусе за «канавкой», ибо большевики не тронут места сего, ведь, прп. Серафим Саровский говорил, что «канавка» станет от земли до неба, и Антихрист не перейдет за нее. Владыка, по воспоминаниям чад, возразил, что эти слова неправильно понимаются. Прп. Серафим учил читать сто пятьдесят раз молитву «Богородице Дево, Радуйся» и говорил, что кто исполняет это правило, того душу Антихрист не одолеет. В год закрытия обители еп. Серафим удостоился зрения Пресвятой Богородицы, обходящей «канавку».

После торжеств в день памяти прп. Серафима в 1927, из-за многочиленного скопления паломников монастырь был закрыт, а ссыльные епископы, в числе которых был и Серафим (Звездинский) были арестованы и помещены в Нижегородскую тюрьму. Оттуда по ходатайству духовной дочери Анны освобождены и внезапно вызваны в Москву. Отказавшись возглавлять епархию при новой церковной власти, еп. Серафим и еп. Зиновий подали прошения об освобождении управления своими епархиями и отправились один в Меленки, а другой — в Муром, где Владыко провел пять лет как в затворе, постоянно молясь перед последними годами своего земного пути. В 1932 году последовал очередной арест и ссылка в Казахстан. «Благослови душа моя Господа, на всяком месте Владычества Его», эти слова наиболее точно отражают, наверное, отношение Владыки к постоянным переселениям. И на всяком месте, прежде всего он устраивал место домашней церкви, где можно было служить. А каждое особое скорбное состояние души располагало к увековечиванию в духовных сочинениях: Акафист Господу Терноносному и Крестоносному, канон Пресвятой Богородице, поемый в безнадежии, канон Божией Матери «Мати Милосердная, не отрини, приими, прости, благослови» и др. По окончании срока ссылки, Владыка остается в Ишиме на жительство и очень хотел принять схиму — высшую степень монашества. И В Духов День в 1937 году после литургии, читая Священное Писание, он говорит Анне, о словах, отрытых ему через Премудрого Соломона: «Премудрость вечна, премудрость сотворила человека, человек рождается с плачем, плач чрез все житие его», этот «гимн премудрости» навел его на мысль, что итак повсюду мрак и печаль, неужели еще ждет печаль? Да, печаль не заставила себя долго ждать, в день памяти свт. Иоанна Тобольского 23 июня в доме епископа произведен обыск, больного Владыку (с приступами сердечной болезни, печени, кишечным заболеванием) арестовали по обвинению в «объединении духовенства в Ишиме» и как «авторитетного проповедника». Последовал приговор - «10 лет без права переписки», а по отъезду в Омск 23 августа 1937 тройка при Управлении НКВД по Омской области приговаривает епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа в день памяти свт. Тихона Задонского (в этот день был пострижен в монашество прп. Серафим Саровский) приговор был приведен в исполнение. В 1956 годуепископ Серафим реабилитирован Тюменским судом, а на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в 2000 году причислен к лику святых. День памяти сщмч. - 26 августа, а также день Собора новомучеников и исповедников Российских. Дивен Бог во святых Своих!


Редакция: Кутьева С.А.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить