Дивен Бог во святых Своих

« Назад

Дивен Бог во святых Своих  10.06.2016 11:34

Дивен Бог во святых святых
Наши святые – образцы нам, это обычные люди, которые шли тесным путем христианским, прилагая усилие к усилию, труды к трудам, непрестанно при этом уповая на Божию помощь.
Святыми не рождаются, хотя многим из них Господь от рождения предрекает великую честь славу. И мы помним знамение, как еще во чреве матери своей, преподобный Сергий восхвалил Бога. Святыми становятся, ибо житие святого – это не единичный факт, а долгий, многотрудный путь Крестоношения, подвигов, поста и молитвы. Сквозь века этот путь кажется для нас абсолютно недостижимым. В силу закоснения в своих личных навыках, привычках, нам трудно бывает решиться на путь преображения. Почему же не хватает этой решимости?
Ведь, когда по медицинским показаниям человеку на долгое время предложено изменение в образе питания – отказ от некоторых видов пищи, комплекс регулярных упражнений или ограничение физической нагрузки, какие-то лекарства и процедуры, то , как бы нам не было трудно, непривычно, неохотно, мы все же стараемся держаться предписаний, потому что от изменения привычек, от воздержаний и ограничений зависит наше здоровье и работоспособность в дальнейшем. Поистине верно, что «Нужда всему учит тех, кого она коснется.»(Плавт) Нужда –по словарю- это надобность, необходимость, обязанность, (насущная, настоятельная) потребность
А народная мудрость выражается еще определенней:Нужда научит кузнеца сапоги тачать
Нужда острит разум. Нужда научит решетом воду носить. И наконец, последнее : «Нужда научит Богу молиться.» Это иллюстрация того, что испытывает всякий человек, когда оказывается беспомощным, в критической ситуации.
По-видимому, в духовной и в душевной жизни действуют те же законы ограничений, искоренения привычек, что и в физической. Правда на весах оказывается не временная жизнь тела, а вечная участь души, что согласитесь гораздо важнее.
Свт. Феофан Затворник сказал, что "не могу" – это нехристианское слово, ибо ап. Павел оставил нам христианское слово «все могу», но не сам по себе, а «о укрепляющем мя Христе», т. е. с Богом.
Если нужно научиться не гневаться, не гордиться, не тщеславиться, воздерживаться, т.е. воспитать свои чувства и волю, владеть своими желаниями, то человеку предлагается заботиться о том, чтобы действовать противоположно страстям или на первом этапе хотя бы удерживаться от ответных слов, сохранять молчание вместо гнева, насмешки, самохвальства и проч..На леность, нерадение ополчаться усердием, трудолюбием, понуждением.
Ветхом Завете говорилось « Начало мудрости – страх Господень», т.е. благоговение пред Богом, радостное робение, боязнь потерять ощущение присутствия Бога, обидеть Бога своими поступками.
«Страх Господень ведет к жизни, — поясняет Премудрый [и добавляет, — и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Наверное, благоговейный страх и есть начало решимости, когда ощущается острая нужда отказаться от чего-то привычного, комфортного, удобного во имя Самого Бога.
Поэтому и просим мы по вечерам словами молитвы Иоанна Златоуста «Господи всели в мя корень благих(т.е. начало всего доброго) – страх Твой в сердце мое», благоговение, которое бы вселяло в нас решимость терпеливо и настойчиво расставаться с греховными навыками.
Путь святых – это отголосок пути Христова. И путь преподобного – образец во всем. Он Оказывает почтение родителям, оставаясь верным сыном до их старости, несмотря на горячее стремление к монашеству. Незаслуженно возмутилась братия против настоятельства прп Сергия, он смиренно удаляется, чтобы не быть преткновением для ближнего. Насущную пищу, которая заключалась в черством куске хлеба, он добывает терпеливо трудясь целый день на постройке келии брату. И это человек, который предсказывал великие события, восставлял умерших, которому являлась Матерь Божия. Накануне смерти великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..." По слову преподобного, устремимся сохранять эти заветы, призывая на помощь Бога.