МЫСЛИ И ПОУЧЕНИЯ

« Назад

МЫСЛИ И ПОУЧЕНИЯ  24.11.2020 22:00

О Церкви

Церковь Христова - купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.
Церковь проходит тот же путь, который прошёл и Спаситель на земле, проходит путь голгофский. И не только внешние испытания, которые постигают Церковь, но и многие внутренние её скорби могут смущать человеческие души так же, как могли смущать страдания Христовы Его учеников.
Всякое событие, которое служит обмирщению Церкви, должно рассматриваться как церковное бедствие. Всё, что утверждает Церковь Христову как Царство «не от мира сего», всё есть великое церковное благо.
Самый страшный враг наш не тот, который себя именует врагом и открыто, как враг, нападает. Враг страшен тот для Церкви, который имеет вид Ангела света.
Ни один мудрец не может дать то, что даёт христианство; немало написано мудрых книг, но только одно Евангелие может переродить душу.

О любви

Любовь христианина - Голгофа, распятие плоти своей во имя вечной духовной правды.
Когда нет в сердце любви, оно кажется пустым, а жизнь - беспросветно тяжёлою. Озлобленность наша нас самих пригибает к земле.
Для того чтобы по-настоящему простить обиды, надо, чтобы в сердце была любовь.
Но достигнуть состояния любви - дело всей нашей жизни!
Любовь - это есть состояние души человеческой; когда душа пребывает в этом состоянии любви, она всегда найдёт, кого пожалеть, и всегда научит, как помочь.

О спасении

Чтобы спастись, живя в среде мирской, злой бесовской стихии, надо опираться не на свои силы, а на силу Божию.
Не слава и блеск, не гордость и величие делают человека близким Господу. Ему близки смиренные, простые души.
Найти узкий путь к Истине можно только с помощью Божией. А эта помощь даётся в молитве.
Нищету духовную надлежит иметь, чтобы вошла в человеческое сердце благодать Божия… Нищета духовная - это есть всецелое, всем своим существом, всею душою, всем разумением своим отдание себя воле Божией.
Мы должны жить, всё время устремляя внутренний взор на то главное, что должно нашу веру утверждать, и тогда то, что нам кажется колеблющим её, отойдёт в сторону.
Учить жизни надо жизнью.
Читайте Евангелие сердцем, и вы узрите там истинное величие.
Божественная Евхаристия есть начинающееся воскресение мёртвых.
Радость и истинное счастье зависят не от меняющихся, как тени, преходящих внешних обстоятельств жизни, а от того, что мы носим в своей душе, в своём сердце.
Смысл человеческой жизни должен быть связан с вечностью, и смысл мировой истории также связывается с вечностью. Только вечное может дать смысл и оправдание временному в отдельной человеческой жизни, и только вечное может дать смысл и оправдать всю мирскую жизнь.

О скорбях

Для кого жизнь - не бессмысленное чередование удач и неудач, наслаждения и горя, а великая работа Господня для достижения нашего спасения в Царствии Божием, для того все скорби имеют иное значение.
Конечная цель - Царствие Божие - ставит их на надлежащее место, они встают в порядок, как по краям жизненного пути, и открывается тернистая, но верная дорога ко спасению. Скорби становятся уже не горем только, но испытанием, искушением, назиданием.
Болезни и скорби - не всегда возмездие за грехи. Посылаются они ещё и для того, чтобы «явились дела Божии».
Испытания указывают нам на забытые нами пути к вере: отречение от своей воли и гордости разума, борьбу со страстями и молитву.
Для того чтобы просветлеть разумом, надо просветлеть сердцем, а для этого надлежит сознать, что все испытания, которые мы несём, - это наказание за нашу преступную перед Господом жизнь, надо принять все эти испытания как путь, ведущий к церковности, и начать наконец жить так, как учит Святая Церковь.
Болезни - порождение греха. Но они должны быть пережиты каждым из нас во спасение и очищение души. Немощи телесные укрепляют в нас веру в духовность нашу.
Когда мы надеемся, уповая на Господа, что Господь избавит нас от телесного недуга и восстановит нам временное наше земное бытие, мы как бы переживаем здесь прообраз воскресения из мёртвых. Посему болезнь, пережитая не по-мирскому, не как ненужное, досадное несчастье, а как милость Божия, посылаемая для нашего спасения, для нашего утверждения в вере, в любви, в терпении, в надежде, в постоянном уповании на Господа, - так пережитая болезнь возрождает и воскрешает наш дух.

О крестоношении

Путь христианский - путь мученический. Христианин всегда мученик, всегда крестоносец. Отказ от мученического пути - это всегда есть отречение от Христа.
Наше исповедничество должно начинаться с повседневной жизни, а не только тогда, когда поставят нас перед владыками и царями. Жизнь - это крестный путь, который Господь наш Иисус Христос обещал ученикам Своим.
Господь нас научает: дорога спасения есть крестоносная дорога. И этот крест - не только тогда, когда мы терпим гонения и мучения. Не многие удостаиваются мученического венца в этом смысле. Но вся жизнь христианина, который рассматривает скорби не какземную печаль, а как путь ко спасению, вся жизнь его - крестоношение.
Отношение мира к христианам - это есть отношение мучителей к мученику, и каждое должное движение христианина в миру есть мученичество. Вся жизнь христианина - распятие. Распятие внутреннее, ибо там мы распинаем свои страсти.
Думать, что можно быть христианином в миру, не чувствуя действия меча Христова, рассекающего беспощадно наш внутренний строй и всю нашу жизнь, - это значит жить лишь мечтой о христианстве, а не думать о своём часе смертном и о спасении.
Для того чтобы войти в славу Божию, надо сначала сделаться сопричастником Христовым страданиям.
Источник: Марина Чижова, Книги протоиерея Валентина Свенцицкого в интернет-магазине "Сретение", www.pravoslavie.ru