Философия матрешки

« Назад

Философия матрешки  07.11.2014 20:56

 

Немного истории

Игрушка в руках ребенка - что может быть привычней?

Дети растут, играя и подражая взрослым. Познавая мир, они копируют, фантазируют, придумывают игровые ситуации, используя при этом подручный материал: дерево, песок, камни, дары лесов и полей.

Современные чудеса цивилизации - многочисленные и разнообразные игрушки - поражают своими возможностями.

Основываясь на находках археологов, можно заключить, что первые игрушки-куклы были связаны с разными древними религиозными культами, и лишь позже стали использоваться детьми для игр. Всем знакомые погремушки известны еще из Египта, Древней Греции и Рима, когда колыбельный напев сопровождался постукиванием в них, а трещетки использовались в языческом мире как способ отгнания «духов» от новорожденного.

Обратимся к русской истории. Какими были игрушки в сельской местности? Те, что дедушки смастерят из дерева, а бабушки свяжут или вышьют. Куклы из тряпочек, дерева и соломы, глиняные игрушки, свистульки и дудочки, - все это живая традиция народного быта.

В человеке заложена потребность творческой, познавательной деятельности, которая проявляется в детском и взрослом сознании при воспроизведении типовых форм окружающих предметов.

Удивительная вещь человеческий разум. Человек часто видит и слышит, пользуется уникальными по сути своей, но весьма обыденными предметами, абсолютно не задумываясь над их содержанием, историей, способами употребления.

Многие не смогут объяснить принципы, заложенных в устройство мобильного телефона, или, например, рассказать, почему происходит смена сезонов в наших широтах. Да, что там научные знания о природе, вот, пожалуйста, простой пример для нашего современника: кто в детстве не видел, не держал в руках, не играл в Матрешку? Для иностранца периода СССР неоспоримый факт, что Матрешка - чисто русский символ и действительно это так. А между тем, задумывался ли кто над вопросом, как появилась на русской земле столь знаменитая во всем мире матрешка? Чем обусловлена ее форма и содержание? Давайте вместе задавать вопросы и отвечать на них.

Среди родителей и педагогов понятие о матрешке заключено в том, что игрушка развивает мелкую моторику рук у детей, логику, освоение понятий часть-целое.

Деревянная игрушка была широко распространена на Руси, наравне с пасхальными традициями росписи яиц, изготовления пасок.

Самые древние деревянные игрушки-потешки обнаружены в обиходе восточно-славянских племен IХ века. Массовое производство деревянных игрушек можно отнести к 17-18 веку, о чем свидетельствуют летописные замечания о покупке «к цареву двору» игрушек, произведенных в Троице-Сергиевом монастыре.

На рубеже 19-20 веков в Сергиевом-Посаде, Москве, Семенове находились крупные мастерские по изготовлению деревянных игрушек.

Незадолго до начала 20 века произошло следующее знаменательное событие. В Абрамцево - усадьбу знаменитого русского купца-благотворителя Саввы Мамонтова - приехал гость из Японии, по другой версии супруга купца посетила о. Хонсю. Так в семействе появился сувенир - статуэтка добродушного старика с «секретом». Фигурка изображала мудреца Фукураму с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри были спрятаны статуэтки меньшего размера, вложенные одна в другую, состоявшие все из двух половинок. Всего таких фигурок оказалось пять. Идея понравилась купцу, понравилась она и местному умельцу-токарю Звездочкину и художнику Сергею Малютину - активному создателю и пропагандисту «русского стиля» в искусстве. В Москве в ту пору существовала при посредстве брата Мамонтова мастерская «Детское воспитание», где изготавливались деревянные куклы. В недрах мастерской совместными усилиями была изготовлена фигурка в виде двучастной деревянной болванки, своеобразного вытянутого яйца на плоской основе, расписанная в русском стиле. Первая игрушка состояла из восьми фигурок. За первой девочкой с петухом в руках шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Самым распространенным именем в то время было имя Мария, Маня, Матрена, что, возможно, и обусловило выбор имени игрушки. В основе корня этого имени некоторые исследователи обнаруживают латинское слово «mater», означающее- мать, потому Матрёшка считалась символом материнства, большой дружной семьи. Надо сказать, что цены на некоторые Матрешки были так высоки, что ее трудно было отнести к разряду игрушек, она скорее являлась предметом искусства и роскоши. С организацией заграничных выставок русская матрешка стала популярной в Европе.

Русские умельцы взяли идею, но воспроизвели ее с другим акцентом. Появилась не просто игрушка-сюрприз. Возникло воплощенное в особую форму национальное видение мира, философия русской культуры.

 

 

Антропологическая парадигма

 

 

Нmatr2аука постоянно находится в развитии, и каждое новое открытие меняет мировоззрение человека. С опытом меняются базовые представления о мире, меняется и парадигма. Под парадигмой понимается модель постановки проблем и их решения, методов исследования, принятых в течение определённого исторического периода. Например, лингвистика - наука о языке, всегда рассматривала язык сам по себе, или изучала его в связи с историческим процессом развития цивилизации. Последовательное наблюдение за языками народов, за современным состоянием государств, в условиях миграций населения, смешанных браков, при которых в семьях уживались несколько языковых традиций, привело к идее изучать язык в непосредственной связи с человеком и средой его жизнедеятельности. Возникла так называемая антропологическая парадигма, когда мы говорим, что в языке народа отражается его культурно-историческое сознание, способ ментального освоения окру

жающего мира. Таким образом, понятия языка и культуры нации взаимосвязаны. Но язык не только часть культуры, посредством языка познается и сама культура. Соответственно, человек вместе с языком и культурой является предметом целенаправленного внимания для современных наук о языке. Человек создает и транслирует культуру, пользуясь языком. Язык, будучи общей характеристикой нации, не единственный значимый элемент культуры. Любой предмет обихода, одежда, архитектура - все творчество народа может многое сказать о философском и религиозном осмыслении мира нацией.

Игрушка - тоже элемент отражения народного сознания, иногда подсознания, если учитывать то, что многие творческие замыслы приходят к людям спонтанно. Хотя религиозное сознание говорит не о случайности происходящего, а о том, что созидающее слово и мысль приходит от Бога тогда, когда Он желает что-то открыть человеку. Одному Творцу известно, какой скрытый смысл вложен в тот или иной предмет человеческого бытия, овеществленный и ставший привычным в быту. Трудно однозначно определить, какие ассоциации, сравнения, символы воплотились автором в его творчестве, и какие найдет другая сторона - исследователи и обыватели - те, к кому обращено творчество.

 

 

Матрешка как символ

 

 

Итак, о Матрешке. Как в ней отразился русский христианский взгляд на мир?

Во-первых, надо отметить классическую форму игрушки, полученную на основе традиционного пасхального яйца.

Яйцо считалось общепринятым символом жизни задолго до пришествия в мир Христа.

В христианской концепции яйцо символизирует жизнь и Воскресение - победу Жизни над смертью. Предание сообщает, что равноапостольная Мария Магдалина отправилась по Воскресении Христовом во дворец римского императора Тиберия, приветствуя его вестью о восстании Христа из мертвых и преподнеся ему в дар куриное яйцо (при дворе было принято являться во дворец с дарами, но Мария, богатая верой в Бога, принесла лишь скудный материальный дар). Кесарь усомнился и сказал, что ее слова также неправдивы, как то, чтобы яйцо вдруг сделалось красным. Тогда на глазах у всех яйцо стало красным. Собственно, традиция красить яйца в красный цвет берет начало именно от этого события.

Позднее св. Иоанн Дамаскин скажет, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие.

Если вспомнить о пасхальных традициях, то поначалу роспись или окраска делалась на обыкновенном сыром или вареном яйце. Так появились «писанки» и «крашенки».

Затем яйца стали изготовлять из дерева (их называли «яйчатами»), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.

Знаменитые яйца Фаберже - синоним роскоши, эмблема богатства императорского дома и дореволюционной России. Первое такое яйцо создано ювелирами Карла Фаберже в 1885 году, как пасхальный сюрприз императора Александра III для его жены Марии Фёдоровны. Внутри яйца, в «желтке» из матового золота, изготовленная из цветного золота курочка, внутри которой, в свою очередь, находится небольшая рубиновая корона. Таким образом, тип пасхального сувенира с секретом внутри существовал до появления матрешки.

Говоря о символике внешней формы пасхального яйца как прообраза матрешки - о жизни и воскресении, уместно задаться вопросом, что лежит между этими двумя ключевыми понятиями? В чем смысл и цель христианской жизни, завершающейся после земного пути воскресением души. Понятно, что в спасении души. А как достигается спасение? Можно сказать одним словом: преображением души.

Так, например, двунадесятый христианский праздник Преображения Господня напоминает нам о том, что христианин в жизни своей должен уподобиться Господу, преображением собственной души. Как указывает ап. Павел, нам надо отвергнуться ветхого человека, который живет по страстям и похотям, и облечься в нового, живущего по Духу, т.е. по Заповедям Божиим, закону любви. Следовательно задача христиан в том и состоит, чтобы очищать, освобождать свое сердце от гнева, зависти, гордости, преображая себя в нового человека с непорочной душой и чистым сердцем, чтобы по смерти телесной воскреснуть и наследовать вечную жизнь в Царствии Божием.

Человек создан по образу и подобию Бога, но осквернив этот образ в первородном и последующем грехе, занят очищением от страстей собственной души, чтобы найти образ Божий в себе и явить его пред Богом и людьми. Вот смысл жизни, нашего преображения и спасения. Христос явился Богом, принявшим человеческое естество. Человек тоже имеет тело, в него вложен Дух, познаваемый душой; под видимой плотью в человеке неотъемлемо находится невидимая душа и внутренняя жизнь человека сакральна и сокровенна. Мы видим лишь внешнее поведение, анализируем визуальные эффекты, но главное таинственное преображение души происходит внутри.

Об этом же говорит нам игрушка языком своей формы и свойств: ветхий человек - образ каждой последующей внутренней фигурки - уменьшается, а новый - сокрытый от видимого взора - растет и обновляется, как умножается и обновляется число фигурок. Уменьшение размера - это ослабление в процессе нашей жизни физических возможностей: сил, здоровья; мыслительной деятельности, а также страстных проявлений чувств. Уменьшение размера по цепочке - путь смирения, умаления, когда мы теряем то, что кажется драгоценным и важным, а на деле пусто, греховно и не имеет цены. В жизни, как правило, никакое творческое и духовное совершенство не достигается внезапно, не приобретается само собой: знания и навыки, добродетели усваиваются человеком в процессе физического и нравственного труда.

Как было отмечено выше своеобразие Матрешки в ее внутренней структуре, основанной на подобии: каждая последующая вложенная фигурка подобна внешней по форме, цвету, рисунку, свойству открываться (за исключением последней неразборной), отличие лишь в размере.

Если игрушка, вокруг которой проходят наши рассуждения - это жизнь человека, то исходя из вышеописанного свойства, ассоциативно можно рассматривать образ человеческой жизни, как совокупность этапов, каждый из которых индивидуален для человека и несет свои особенности и отличия. Эти особенности в каждый период человеческой жизни складываются из дара человеку от Бога (способности, условия, блага) и ответного дара Богу - плода, который приносит человек Христу (добродетель, любовь, совершенство). Число жизненных этапов множественно и индивидуально для каждого. Число пять, например, символично характеризует в традиционный бытийный ряд - детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

Едва мы вспомнили о дарах и способностях, периодах жизни, как тотчас же приходит на ум Евангельская притча о талантах, которая весьма уместна. Напомним кратко, что в притчи речь идет о том, что правитель - Господь раздает подчиненным таланты - деньги, а по святоотеческому толкованию дары (материальные, творческие и душевные способности, залоги добродетели) и отлучается в другую страну. Каждый из подданных по-своему распоряжается средствами. Получившие 10, 5 талантов вложили их в дело и получили прибыль, тот, который имел лишь один, зарыл его в землю и ничего не приобрел. Конец притчи хорошо известен: первые были похвалены matr3и облагодетельствованы, а последний укорен и наказан - лишился того таланта, который имел. Святоотеческая мысль видит в притче описание того, как люди распоряжаются полученными от Бога талантами - способностями и дарами - в зависимости от усердия приумножаемыми, либо остающимися нераскрытыми. Соответственно, одни люди спасаются, наследуя жизнь вечную в том объеме, в котором потрудились, а другие вместе с жизнью лишаются и даров Божиих, оказываются неспособными к вечному блаженству. Что означает пустить талант в дело, талант, как способность?

Это значит раскрыть свои творческие способности. Научиться, как можно лучше выполнять ту или иную работу, совершенствоваться, созидать, терпеливо и с усердием идти вперед. Часто в процессе творческой деятельности человек обнаруживает новые призвания, новые цели, новые желания и таланты, востребованные обстоятельствами или внушенные свыше. Он начинает углубляться в новые сферы и области созидательного процесса - и так всю жизнь. Всякая тайна, скрытое содержание познается раскрытием, как и способности-таланты человеческие обнаруживаются раскрытием. Таким образом, жизнь наша проходит внешне в раскрытии в себе даров Божиих, посредством раскрытия талантов - способностей, а внутренне - в таинственном принесении Богу нематериального дара преображения, совершенствования души. Также раскрывая каждую из матрешек, мы обнаруживаем новую, с новыми свойствами, постепенно доходя до конечной цели.

Обратим внимание на то, что последняя самая маленькая фигурка отличается от всех остальных свойством целостности, ее уже нельзя раскрыть, разделить на две части: верхнюю и нижнюю -образ земного и небесного в человеке, духовного и плотского, что традиционно для русской культуры. Вспомним, что первая созданная в России игрушка мастерской «Детское воспитание», в качестве заключительного элемента содержала цельную фигурку - спеленутого младенца. Эта маленькая цельная куколка в последующих образцах, как правило, практически не раскрашенная - белая - возможно, в силу неудобства и ювелирности работы, но она является концом условного процесса, концом символического жизненного цикла в наших рассуждениях, а своей цельностью (ее нельзя разделить на верхнюю и нижнюю часть) - единством земного и небесного - говорит о завершении земного странствования и обретении небесного царствия, о достижении цели бытия. Учитывая, что единство может быть только у человеческой души, которая по смерти телесного состава человека приобретает особые свойства, последнюю маленькую куколку можно отождествить с человеческой душой. Душа, отходящая в мир иной, - это душа, сформировавшаяся для неба, уже не имеющая в себе ничего земного, совершенная, цельная. Существует иконописный вариант Ангела-Хранителя, на котором Он изображен не в полный рост, а символически представлен держащим на руках младенца в белых пеленах - человеческую душу. Образ младенца в белом одеянии или белой куклы, иногда разрисованной младенцем, - один и тот же ключевой символ души.

 

 

Дары Христу

 

 

В преддверии Рождества Христова мы вспоминаем и о том, что подарили волхвы рожденному Христу? Золото - Царю, смирну - Человеку, ладан - Первосвященнику. Все это верно, но подумаем над тем, нужны ли Всемогущему, Вездесущему, Всесовершенному Богу эти дары. Разве об этих материальных дарах стоит вести речь? Они всего лишь видимое воплощение другого таинственного духовного дара веры (ведь древние мудрецы поверили Звезде, указующей на Мессию, поверили как основе их научной истины); усердия и нищеты духа - волхвы все оставили и отправились в другую страну, ради удостоверения в чудесном событии, предсказанном необычной звездой; знания и умения, если бы звездочеты не раскрывали своих талантов в области астрономии, не наблюдали за небесными светилами, не анализировали, не читали священных, пророческих книг, то, вероятно, в них не созрела бы такая готовность последовать за Звездой и поклониться Христу.

В рассказе О.Генри «Дары Волхвов» очень хорошо раскрывается смысл рождественского дара - это материальный предмет, внутреннее содержание которого заключается в даре любви. Любящие супруги обмениваются подарками, которые оказались бесполезными для обоих, но эти внешние дары явили свет истинной любви друг к другу.

 

Все тайное становится явным

 

В русских сказках часто одно сокрыто в другом, одно познается через другое. Категории тайного и явного присутствуют в культурных традициях и духовных исканиях. Некоторые исследователи предполагают, что принцип матрешки навеян авторам из мастерской «Детское воспитание» сказками, в которых миф часто мог быть спроецирован на реальную жизнь.

Деревянная матрешка подарила свою тайну: возможность подумать о наших обязанностях пред Богом, о творческом: деятельном и созерцательном служении Ему, о взаимоотношениях между людьми, о нашем месте в этом безграничном мире.

Неужели в такой маленькой игрушке может быть столько неявных смыслов? Может, ибо наше сознание, как было выяснено ранее, отражается в речи и действиях тоже во многом условно, неявно, сокровенно. Одни и те же понятия разными людьми трактуются разными образами. Игрушка дает ребенку образ мира, образ жизни человека. Матрешка говорит ребенку о том, что каждая новая фигурка подобна предыдущей, в каждой новой тайна, а чтобы раскрыть секрет - увидеть новую куколку, нужен труд, посредством которого достигается цель. Вот философия простой маленькой игрушки, которая подсознательно закладывается в ребенке или обращается к взрослому наблюдателю. Именно таким образом, происходит трансляция культурного наследия из поколения в поколения. Хотя маленький человечек многого не понимает, он впитывает и запоминает предложенный образ. Стоит, пожалуй, призадуматься над тем, что для правильного формирования взгляда на мир важен правильный выбор игрушек. «Что посеешь, то и пожнешь»

 

Источник: Кутьева С.А., редакционный материал