« Назад
Найдет ли Христос веру на земле? 21.08.2018 13:46
«Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8)
Да, мельчает христианин, мельчает... Найдет ли Христос веру на земле, лет эдак через.... Ну, что Вы, у нас же 95% населения считают себя верующими и Православными( из них порядка 5% регулярно участвуют в богослужении и Таинствах Церкви)...Паломничества всяческие устраиваются и т.д. и т.п.
Да, но вот приходят в храм люди, называющие себя " глубоковерующими "( или " в душе" верующими) и почему-то считают абсолютно нормальным и естественным то, что всегда было допустимо , как исключение и послабление. У них свои законы и понятия. Им достаточно соблюдения внешних приличий и обрядов: поставить свечку, написать записку, но при этом они спокойно говорят, что постов не соблюдают, к Таинствам приступают в лучшем случае раз в год ( На Пасху или на Рождество), а если для их же пользы Вам захочется что-то объяснить, то в ответ можно услышать: "что Вы меня учите". Да и правда, объяснять и учить можно того, кто настроен или хочет учиться, а если человека все устраивает, т.е. ему главное, чтобы комфортно все," душевно"было, то получается миссионерство Церкви попадает в глубокую яму самодовольного невежества и в данном случае все знания оборачиваются против Вас же самих, все искреннее желание оживить мертвую душу, разбивается о стену потребительского отношения. Возникает конфликт интересов: с одной стороны всякий христианин призван к апостольской проповеди: словом, делом,поступками, а с другой - не всякий, входящий в Церковь, ищет Бога, истины, просвещения и спасения, а просто приходит по душевной нужде для удовлетворения неких житейских скажем так потребностей. При общении с такими людьми, нужны какие-то особые методы, потому что в данном случае после молитвы сработает только психология и особые коммуникативные приемы, которые позволяют, не уязвляя самолюбия, все-таки завладеть инициативой, заинтересовать как то человека, но как? Выслушать его желание и намерение, с которыми он пришел в Церковь. Как расположить к слушанию и познанию? Напугать ? ...Не знаю...
К сожалению, человеку оказывается достаточно обыденной конкретики: куда и какую свечку поставить, как написать записку, как покрестить ребенка, как освятить машину, но многие или не задаются вопросом, а для чего все это делается, или же остаются на уровне детской логики: так положено, так принято, ну, мы же все крещеные...
Фактически все суеверия, откровенно глупые фразы (вопросы) и действия возникают от непросвещенности, от нежелания задаваться серьезными вопросами о смысле своей жизни, а часто и от элементарной человеческой ленности. Кстати, совсем недавно столкнулась с таким рассуждением и парадоксом, что человек порой трудолюбив от лени. Он может всю жизнь проводить в мнимо кипучей, но по сути чисто технической деятельности лишь от того, чтобы не заниматься серьезными и требующими творческого подхода и осмысления делами. Люди, например, уходят в работу, чтобы не испытывать дискомфорта от общения с ближними, потому что бесконфликтное общение- это творчество, которое достигается приобретением знаний в области психологии, филологии, духовным и душевным трудом над собой.
Человеческий же эгоизм ищет удовлетворения личных потребностей: как говорил авантюрист граф Калиостро, люди делятся на 2 категории: те, которым что то от меня надо, и те, от которых что-то нужно мне
. Устраняясь от совершенной любви, которая не ищет своего, а служения ближнему, мы действительно часто, даже не замечая этого, невольно делим людей, именно по такому признаку. И если человек не обеспечивает наши интересы, то и внимание к нему ослабевает. Т.е. и нам легче иногда отделаться дежурной фразой, чтобы не вступать в глубокие отношения с ближними, не раскрываться перед ними,не входить в их проблемы.
А как же Христос? Он говорит, кто любит Меня, то заповеди Мои соблюдет. Какие, только лишь 10 ветхих и 11 новых? Нет, все те, которые изложены в Евангелии, в поступках, словах Христа, их гораздо больше... Чтобы что то соблюдать, надо это знать хотя бы, читать Евангелие.
Что Вы меня учите, скажет “глубоковерующий”, я молюсь “в душе”, верю “в душе”. А я не учу, а плачу о Вашей мертвости. “Живой труп”- это меткое выражение классика абсолютно точно называет верующего "в душе" .Христос говорит,Если в Вас нет веры во Христа,то умрете во грехах Ваших. Умрете душой. Духовно мертвые люди- это люди ,которым закрыта вечно блаженная жизнь, открывающаяся Таинством Крещения. Они даже и не знают, что они уже умерли, прежде физической смерти. Ибо духовная смерть- это отлучение себя от Бога, т.е. когда человеку Бог не нужен. И хождение в Церковь лишь за духовными товарами и для душевных переживаний- " катарсиса", как говорили греки( которые придумали театр и трагедию), но механически, без понимания смысла происходящего, без усердия или на худой конец без внутренней дисциплины не принесет пользы и жизни душе.
Если пребудете в слове Моем,то Вы истинно Мои ученики. Христиане- ученики Христа, последователи Христа. Если человек правил и постов не соблюдает, спрашивает, кто такой Понтий Пилат, верит, что Троица- это Бог, Богородица и св. Николай, а в день рожденья усопшего думает можно ли ставить свечу на канон, то никакого Слова Божия он точно не читал, а потому прибывать в нем не прибывает, то есть не живет по вере, а значит учеником, или верующим и тем более " глубоковерующим" называться не может.
Вот, такая статистика, которая напоминает живые образы из русской публицистики.
В начале 19 века Г.Успенский написал очерк "<Четверть> лошади"... Вроде, как статистика внушает доверие,что в стране не все так плохо, но 1/4 лошади на душу - это было бы смешно, если бы за этой цифрой не скрывалась реальная беда человека, или если, выражаясь словами автора, «крупа цифр” не начнет “принимать человеческие образы ». 1/ 4 лошади, это фактически значит 1 лошадь на 4 двора или как пишет Успенский: “у бедных людей была только четвертая часть лошади, и поэтому недостающие части лошадиной силы они должны были взять на себя”.
И автор очень ярко описал, как при невозможности одолжить где-то лошадь, муж косит, потом он вместе с женой на себе переносит огромные кучи сена в стог. Т.е. реально 3/4 населения бедствующие и безлошадные.
Похоже и с верующимими дела обстоят примерно также...
Закончим словами свт. Феофана о духовной слепоте: «Потому и говорит Господь: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39), то есть признающие свою слепоту Христовым светом просветятся и увидят; а не признающие и мудрыми себя считающие в прежней своей слепоте останутся, даже более помрачатся за неблагодарность и гордость, каковы были во время жития Христова на земле книжники и фарисеи, которые говорили Христу: «Неужели и мы слепы» (Ин.9:40)? Ибо гордость и высокоумие — это дьявольское дело, и как его самого помрачило и из ангела светоносного тьмою сделало, так и людей, последующих ему, подобными ему делает. Христос как оправдывает только тех, которые признают и исповедуют себя грешниками, и исцеляет тех, которые признают свою болезнь, так и просвещает только слепых, как Евангелие свидетельствует: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Если хотим просветиться, признаем нашу слепоту — и просветит нас Христос. Если хотим оправдаться и так спастись, признаем себя грешниками и погибшими — и оправдает и спасет нас Христос. Если хотим исцелиться, признаем нашу немощь — и исцелит нас Христос.»
Так найдет ли Христос веру на земле?
Кутьева С.
|