« Назад

Преподобный Никандр Псковский пустынножитель  19.11.2015 02:03

Издревле на Руси говорили: «Не стоит село без праведника, а город без святого», в этих словах выражается взгляд русского человека на понятие святости. Везде, где бы ни жил человек, куда бы ни проникал свет веры Христовой, находились люди – ревностные подвижники, которые преображали себя по слову Божию и следовали за Христом. 

 

Преподобный Никандр пустынножитель, Псковский чудотворец:

 

Издревле на Руси говорили: «Не стоит село без праведника, а город без святого», в этих словах выражается взгляд русского человека на понятие святости. Везде, где бы ни жил человек, куда бы ни проникал свет веры Христовой, находились люди – ревностные подвижники, которые преображали себя по слову Божию и следовали за Христом.

Окинув взглядом Русскую землю, заглянув в каждую глубинку, заметим, что всякий город, всякое село держится если не на святом, то на праведнике, ограждавшем его своей молитвой и трудом. Читая нашу историю, жития святых нельзя не поразиться широтой охвата русских селений и местностей, в которых возрастали будущие подвижники благочестия.

Один из таких подвижников происходил из Псковских земель – это преподобный Никандр, пустынножитель, Псковский чудотворец. Преподобный родился в 1507 году в селе Виделебье Псковской области в дни правления великого князя Московского Василия Иоанновича. Родители его Филипп и Анастасия были людьми благочестивыми, вероятно, добрый пример родителей послужил причиной того, что родной брат Никандра Арсений оставил мир и принял монашеский постриг. По рождении Никандр был наречен именем Никон. Но вскоре отец мальчика скончался и Никон остался на попечении матери. В детстве Никон стремился часто посещать свою сельскую церковь во имя свт. Николая и желал уподобиться жизнью великому Мирликийскому чудотворцу. Чтобы читать Божественное Писание Никон выучился грамоте. Мальчик уклонялся детских развлечений и игр, не прельщался одеждами, но размышлял о том, как спасти свою душу, стремясь к иноческой жизни. Ему известны были примеры местных подвижников прп. Евфросина Елеазарского и прп. Саввы Крыпецкого, которые незадолго до рождения Никона просияли подвигами и чудесами монашеской жизни. Мать преподобного Никандра по настоянию сына, раздав имение, приняла постриг, в женском монастыре, в котором находилась до своей кончины.

В начале своего подвижнического пути Никон посетил все церкви и монастыри Пскова, поклонился святым мощам преподобных Саввы и Евфросина и временно остался в городе у некоего Филиппа – торговца, который помог юноше хорошо изучить грамоту и Священное Писание.

Горя желанием угодить Господу и слыша об одном болотистом, пустынном месте между Псковом и Порховым, Никон находит проводника, который помогает ему отыскать это искомое, удаленное от сел и городов, дикое, пустынное место и поселяется на нем вместе со своим спутником Феодором. Никон покидал место своего уединения для посещения Божественной литургии в Пскове. Так однажды, за Божественной службой он услышал некий пророческий голос, из слов которого понял, что ему нужно пребывать в своем благочестивом уединении, потому что «распространится место сие и многие на нем спасутся». Это действительно исполнилось через много лет по смерти преподобного, когда на месте его подвижничества возникла монашеская обитель – Никандрова пустынь.

15 лет подвизался Никон в своей пустыни в трудах поста, созерцания, молитвы, чтения Божественного Писания. Много напастей терпел он от злых духов. В пустыни прп. Никандру явился прп. Александр Свирский, который ободрил святого в его брани с невидимыми врагами, видимо нападавшими и устрашавшими подвижника. В течение всей своей жизни преподобный стремился к полному уединению, а потому как только о подвигах Никона стало известно местным жителям и они стали приходить к Никону за советом и молитвой, исцелением подвижник вернулся в Псков к уже знакомому нам благочестивому Филиппу. Филипп, слыша о желании Никона посвятить себя Богу, отвел его в Крыпецкий монастырь св. Иоанна Богослова близ Пскова. Здесь Никон принимает постриг с именем Никандр, продолжая труды среди монастырской братии. В смирении, терпении, послушании прожив несколько лет в монастыре прп. Никандр, убегая от людской славы, породившей неудовольствие монастырской братии, и тоскуя об отшельничестве, снова отправляется в свою пустынь и живет там несколько лет в одиночестве, постоянном молитвенном подвиге, питаясь дикой горчицей, именуемой «уж» и воздержано употребляя воду.

Известность, от которой бегает святой, опять настигает его случайным образом. Место его подвигов обнаруживают разбойники, которые после нападения на подвижника раскаялись и рассказали обо все местным жителям, а те в свою очередь окружили прп. Никандра заботой, вниманием и усердием: приносили хлеб, одежду, иконы. Приятное, радостное и благостное для людей мира, оказывается непосильной ношей для отшельника, который вынужден еще раз покинуть свое убежище и вернуться в монастырь.

Пребывая на послушаниях в монастыре, подвижник рубил дрова, носил воду, пономарил, пек просфоры и даже был келарем, ответственным за все монастырские припасы. Ночи прп. Никандр проводил в бдении и молитве. Иногда по ночам он уходил в лес, давал жалить свое обнаженное тело комарам и оводам, при этом поя псалмы Давида.

Постоянное общение с людьми на келарском послушании очень тяготило прп. Никандра и он навсегда покидает монастырь. Сначала местом новых подвигов он выбирает остров близ монастыря, а потом перебирается в свою пустынь. В общей сложности 32 года провел прп. Никандр в пустыни, из которых 15 лет в полном одиночестве, не видя человеческого лица. Все свои подвиги и прозорливость преподобный старался тщательно скрывать. Например, когда к нему в лесную хижину приходили люди, он часто притворялся спящим, когда же жители местных сел приходили тайно и тихо, то они слышали молитвы святого, его слезы и поклоны. Никогда святой не вкушал свежий хлеб, давая всегда ему высохнуть, также никогда не ложился спасть, позволяя себе лишь сидя немного дремать.

Ежегодно Великим Постом святой посещал близлежающую Демьянскую обитель, в которой исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн, а затем возвращался в свою пустынную хижину. Святой смирненно считал себя недостигшим предела монастырской братии, а потому приступал к приобщению отдельно от них, ранее Страстной Седмицы. За 8 лет до своей кончины прп. Никандр принимает в этом монастыре великую схиму – высшую степень монашества, после чего он продолжает свое подвижничество и молчальничество в любимой пустыне.

Некий Петр, который охотился в лесу, наткнулся на келию прп. Никандра незадолго до кончины святого. Прп. Никандр прозорливо предсказал Петру о рождении сына (Петр долгое время до этого не имел детей) и сказал, что на месте его пустынных подвигов и блаженной кончины, возникнет церковь в честь славного Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Никандр сказал Петру, что «кончина моя будет, когда придут польские и литовские войска и будет осада Пскова и Порхова, но не бойтесь погребите тело мое и будет над могилой церковь Благовещения». Блаженная кончина святого последовала в 1581 году 24 сентября/ 7 октября.

По предсказанию преподобного польский король Стефан Баторий навел полки на Русскую землю, осадил города Порхов и Псков так, что никому нельзя было выбраться из города.

О смерти преподобного узнали от селянина Иоанна, который пришел к святому за благословением и обнаружил его уже скончавшимся. Иоанн чудесным образом пробрался в Порхов и рассказал о кончине преподобного Никандра. Тогда жители, поминая слова преподобного при жизни о том, чтобы они безбоязненно вышли из города на погребение, покинули городские стены и направились в пустынь. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы тело прп. Никандра было торжественно предано земле.

В 1687 году распоряжением патриарха Иоакима мощи преподобного были обретены и освидетельствованы, святой был причислен к лику святых, а днем его памяти стал день его блаженной кончины.

Память прп. Никандра совершается также в день Благовещения Пресвятой Богородицы - престольный праздник Никандровой пустыни, основанной на месте подвигов святого, и в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда были обретены честные останки святого.

Предсказание святого - основание монашеской обители на месте подвигов прп. Никандра, стало сбываться спустя несколько лет после его смерти, когда в хижине подвижника поселился один мирянин, впоследствии принявший постриг с именем Исайя. В пустынь к отшельнику стали собираться братья, а Исайю рукоположили в иеромонахи, чтобы можно было совершать богослужения, строительство же будущего монастыря началось с возведения Благовещенского собора, который в советский период был практически полностью разрушен.

Монастырь пережил за годы своего существования и благосклонность царских особ и неблаговоление советской власти, нашествие поляков и сильный пожар 1673 года, уничтоживший все деревянные строения; а также полный разгром отступающими немецкими войсками в годы Великой Отечественной войны.

С конца XX- начала XXI века монастырь в очередной раз возрождается: восстановлены основные постройки, совершается богослужение во вновь отстроенном Благовещенском соборе, совершаются постриги братии, благоустраиваются святые источники, один из которых по преданию был ископан самим прп. Никандром.

Бесчисленны чудеса, которыми прославился угодник Божий Никандр во время земной своей жизни: исцеления болящих и расслабленных, избавление от смерти, изгнание нечистых духов, обличение воров, также не счесть их и по сей день, ибо память о них и о святом сохраняется в глубине благодарных сердец.

«Дивен Бог во святых своих» снова восклицаем мы с пророком Давидом и славно Отечество наше, освященное подвигами светильников веры и любви, оставивших нам образцы христианского подвига. Их молитвенным предстательством пред Богом держится земля наша и Дух русского человека.

 

Источник: Кутьева С.А. материалы редакции и Никандровой пустыни - http://www.nikandrova-pustyn.ru/

 

 

А пока предлагаем Вам ознакомиться с нашей продукцией, услугами и прайс-листами.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить