Савва Сторожевский и его обитель

« Назад

Савва Сторожевский и его обитель  07.12.2015 13:38

Когда подъезжаешь к подмосковному Звенигороду и вглядываешься в строй вековых елей, стоящих вдоль дороги, невольно в мыслях всплывает образ огромного бурого медведя, который, казалось бы, вот-вот выбежит, жалобно и с надеждой отыскивая святого звенигородского подвижника прп. Савву Сторожевского, готового, наверное, поделиться своим скромным провиантом с мохнатым пришельцем.

Подобные ассоциации несомненно навеяны всем хорошо известными изображениями прп. Сергия Радожежского и прп. Серафима Саровского кормящих диких медведей.

Святость привлекает не только людей, она как магнит имеет притягательную силу и делает кроткими даже животных, по природе хищных и представляющих угрозу для человека.IMG_20151117_103154

Святые уже переселились в Небесные обители, но их нетленные останки притягивают людские сердца, молитвы зовут нас на покаяние, благодарение, любовь.

Прп. Савва Сторожевский - славное имя чудотворца при столь же славном равноангельном житии.

Минуло уже более 600 лет, с тех пор, как морозным декабрьским днем он покинул мир страстей, чтобы вечно пребывать бесстрастным. Мы же обремененные скорбями, немощами, заботами летим как на крыльях к преподобным святым. Вот и Савва - всегда ждет, всегда готов ласково принять усталого путника, путешествующего по волнам «житейского моря», всегда даст приют, тишину мыслей и чувств, да и о немощном чреве тоже попросит позаботиться через своих земных служителей.

Прп. отче наш Савво - чудотворче преславный -поется в акафисте святому.  Многочисленные чудеса прп проявляются на каждом, приходящем к нему по-разному, но они  живут в глубине наших сердец, а житие святого как-то очень немногословно, больше сведений можно получить о его детище - соборе Рождества Богородицы, об основанном им Савво-Сторожевском монастыре, излюбленном месте пребывания царственных особ, великих князей и княгинь, поэтов, писателей, художников.

Как будто по смирению своему хочет преподобный оставаться в тени своего прославленного любимого учителя - прп. Сергия Радонежского, пастыря и печальника русской земли, напоминая нам слова Писания о том, что не может ученик быть выше учителя своего, и предлагая обратиться к духовному облику своего отца и учителя. «Кто знает Отца, тот знает и Сына», говорит в Евангелии Христос хотящим узнать о Нем. И преподобные близкие по Духу друг другу, единодушные в своей любви к Святой Троице призывают нас обратить свой взор к Творцу, прославляющему святых Своих, к Его великой благости, милости о нас грешных.

Житие святого утверждает, что первый ученик прп. Сергия Радонежского Савва предположительно был рода боярского, и большую часть своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре, будучи даже духовником братии и духовником своего учителя. По смерти прп. Сергия в истории монастыря известен шестилетний период, в течение которого Савва Сторожевский исполнял обязанности настоятеля Сергиевой обители. Надо отметить и еще одно духовное родство, которое оказало большое влияние на  судьбу святого Саввы: он был духовником отцом третьего сына (второго по праву наследования) блгв. князя Димитрия Донского и его супруги Евдокии (в монашестве Евфросинии) князя Юрия (Георгия) Дмитриевича Звенигородского и Галичского.

В древности Звенигород переходил по праву наследования ко второму по старшинству сыну великого князя, который считался приемником старшего брата, княжевшего в Москве.

В 1398 по настоянию князя Юрия прп. Савва приезжает в Звенигород для основания новой монашеской обители, которой суждено было стать со временем одним из влиятельнейших духовных центров России.

Князь предлагает прп. Савве расположить будущий монастырь на горе Сторожи в долине Москвы-реки. Сотворив молитву ко Пресвятой Богородице пред иконой, принесенной из Троицкой обители, святой начал обустраивать новое место своего подвижничества с сооружения деревянной церкви в честь Рождества Пречистой. Продолжение строительства монастыря и его расцвет пришелся на тот период, когда по пророчеству и с благословения св. Саввы князь Юрий одержал победу над волжскими булгарами в 1399 году  и отдал на нужды монастыря золото, села с угодьями, улья с бортниками, освободил от налогов людей, живущих на монастырских землях.

Новый каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившийся по сей день, был построен в начале XV века. Особенностью собора является то, что он сделан из белого камня, который считался очень дорогим материалом. Строительство стало возможным лишь потому, что на звенигородской земле были обнаружены залежи белого камня, одновременно с этим появились необходимые для проведения работ средства. Собор был вторым после Успенского на Городке в Звенигороде белокаменным храмом, относящимся к раннемосковскому зодчеству XIII-XV веков. К слову скажем, что третьим белокаменным храмом, построенным попечением князя Юрия, станет всем известный Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре. Так духовное родство знаменитых, любимых многими русских святых запечатлелось и внешним родством архитектуры храмом, в которых почивают их святые мощи…

Княжеские династические распри - нарушение великим князем Василием Московским правил наследства - не позволили после смерти Василия князю Юрию прочно занять Московский престол, принадлежавший ему по праву, соответственно воспрепятствовали возвышению Звенигорода и реализации концепции устроения на Русской земле «Небесного Звенигорода», как прообраза Небесного Иерусалима, т.е. «благочестивого княжения», о котором говорил прп. Савва и еще ранее его учитель. Княжение должно было  сочетать образованность, великокняжескую светскость и духовное подвижничество.

В отличие от Сергиевой обители прп. Савва в своей обители вводит общежительный устав. Вероятно, предчувствуя, что дни жизни неумолимо подходят к концу, прп. Савва недалеко от монастыря (там, где сегодня располагается монастырский скит) устроил для своего уединения пещеру в овраге над речкой Сторожей, где пребывал в напряженном духовном подвиге молитвы, поста, покаяния, чтения и созерцания. Кончина святого последовала 3 декабря по ст.ст 1407 года и стала скорбным событием не только для святой обители, но и для всего Звенигорода. Старец был погребен у входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы, справа, под окном.

Во времена второго государя династии Романовых царя Алексия Михайловича, обитель преподобного Саввы становится загородной резиденцией «государевым богомольем», «досточудной Лаврой». Если в деле канонизации св. прп. Саввы на соборе 1547 года главная роль принадлежит митрополиту Макарию, благодаря деятельности которого многие местночтимые святые были прославлены и стали почитаться в масштабах всей Руси, то обретению мощей преподобного совершилось именно в царствование царя Алексея Михайловича. Царь обязан был жизнью святому угоднику, ибо одно событие поставило государя на грань между жизнью и смертью. Однажды, во время охоты в звенигородском лесу, на царя, оставшегося в одиночестве, напал медведь. В тот момент, когда смерть была неминуема, неожиданно рядом с государем оказался неизвестно откуда появившийся некий старец, а медведь отступил и оставил свою добычу. Царь успел спросить имя удалявшегося вдаль спасителя, в ответ он услышал кроткое слово - Савва- инок сторожевской обители. Лишь позже, подъехав к монастырю, государь опознал в одном иконописном образе преподобного Саввы, явившегося ему старца. Здесь же был отслужен благодарственный молебен. Неожиданное происшествие в лесной глуши послужило поводом к освидетельствованию останков святого. В 1652 году 19 января ст.ст./ 1 февраля н.ст. состоялось обретение мощей прп. Саввы, которому предшествовали многочисленные явления и чудеса в обители. В итоге после обретения святых мощей прп. Саввы обитель преподобного становится одной из почитаемых и богатейших обителей эпохи. Впервые в истории России монастырь приобретает статус лавры и становится, как было сказано, загородной резиденцией государя. Возвысился и Звенигород, который именовали не иначе как государевым городом». Из исторических описаний известно традиционное пешее шествие царя в сопровождении многочисленной государевой свиты со звенигородского посада на гору Сторожи, которое совершалось в день кончины преподобного Саввы 3/16 декабря. Шествие производило огромное впечатление на жителей города, приводило их в духовный восторг, обостряло верноподданнические чувства, ибо в этот момент они ощущали духовную связь не только с преподобным, но и с самим государем. При Алексее Михайловиче разворачивается строительство нового архитектурного ансамбля. В обители возводятся крепостные стены, дворец царя и Царицыны палаты с домовой Троицкой церковью, трапезная церковь с колокольней, корпуса для братии. Все здания в своем первозданном виде дошли до наших дней, и радуют своим сказочно-возвышенным стилем. Кажется, вот-вот появится на дворцовом крылечке царская чета, и оживут пушкинские строки так, как это бывает при экранизации сказок поэта. К сожалению, ближайшие потомки государя не проявляли столь обильного внимания к обители святого, что отнюдь не сказалось на всеобщей народной любви к преподобному.

В одном из тропарей преподобному игрою слов образно замечено, что святой, презрев все блага мира, вселившись на горе Сторожи, в труде, бдении, подвиге стоит на страже духовной недремленно, предлагая и нам не забывать слов Спасителя «бдите и молитесь, да не внидете в напасть» ( Мф. 26: 41).

«Пустыни явился еси доброе прозябение», преподобный отче наш Савво,  украси и пустые от добрых дел наши души слезным умилением, раскаянием, самоукорением, пролей и в наши сердца каплю любви, пробуждающей их к новой жизни во Христе.

 

Источники: Кутьева С.А., редакционный материал на основе печатных изданий-

«Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода». История обители. Изд. отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мон-ря,- М.,2009,

ЖЗЛ«СавваСторожевский», Ковалев К., -М., Молодая гвардия, 2008.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить