"Ад -это другие?!"

« Назад

"Ад -это другие?!"  24.12.2015 15:20

озможно кто-то из читателей случайно знаком с произведениями французского писателя экзистенциалиста Ж.-П.Сартра. Одна из его пьес, местами весьма циничная, заставляет задуматься над отношениями между людьми именно в христианском аспекте, не касаясь глубин философской идеи автора.

Вкратце скажем, что незнакомые друг с другом мужчина и две женщины, оказавшиеся после внезапной кончины практически одновременно в одном из помещений Ада, предоставлены сами себе и пытаются понять происходящее в загробном мире беседуя и анализируя - они не могут покинуть комнату, за которой неизвестность, но в тоже время им невыносимо находиться в ней вместе. Ожидая, что Ад - это место мучений , герои недоумевают, почему до них нет никому дела, где орудия пыток, котлы и проч.

Одна из женщин как бы прозревает и говорит: «Физической пытки нет, а все-таки мы в аду», она замечает, что здесь «как в столовых самообслуживания - клиенты все делают сами…, каждый из нас будет палачом для двоих других…».

Герои анализируют свою жизнь до смерти, пытаются донести друг до друга мотивацию своих поступков. И действительно, нахождение рядом другого человека с его другими чувствами, мыслями, желаниями, как будет видно по ходу произведения - станет настоящей пыткой для каждого, тем более, что душа по смерти обладает новыми способностями видеть и слышать больше, чем на земле... Есть ли выход из создавшегося положения? Представитель сильного пола - голос разума - предлагает всем: «Молчать,самоуглубляться, никогда не поднимать головы», как способ спасения от взаимного мучения и выживания, но женщины (! увы, также как и в обыденной жизни) не выдерживают молчания.

Трансформируя образы Сартра в нашу реальную жизнь, мы не можем не согласиться, что общение с ближними, а особенно с родственниками, общение с людьми Другими, не похожими на нас, становится порою настоящей пыткой для каждого представителя человечества, утвержденного в своем мнении, самолюбивого, эгоистичного, гордого. Физические страдания не настолько поражают нас - ибо в них больше страдает тело - насколько выматывают нас непрестанные душевные страдания и переживания, которые происходят от взаимного непонимания, от неумения принять тот факт, что мы все разные: по разному мыслим, чувствуем, видим, по разному воспитаны, имеем каждый свои стереотипы и привычки. Наша страстность - отсутствие в первую очередь смирения и любви - превращает наше повседневное общение с людьми в диалоги глухого с немым, когда мы не умеем или не хотим услышать и попытаться понять слово ближнего с позиции самого ближнего, а не со своей собственной. В итоге каждый себя считает правым, потому что слышит только свой голос, каждый считает себя судьей поступков другого, и мы действительно превращаемся в палачей друг друга здесь на земле.

Почему в общении сердце человека испытывает раздражение, например, получая советы, о которых не было просьбы? Не потому, порой, что не желает смириться,хотя и это часто случается, а потому что, не чувствует разум в себе силы объяснить людям истину, чтобы они не делали впредь риторических ошибок. Вернее, даже приходит мысль, что дело не в неумении объяснить, а в том, что не возможно объяснить Другому на таком уровне, на котором он способен понять так, как ты это понимаешь и чувствуешь.

Конечно, говорящий, как и любой человек, сознает свою правоту, но это не его правота, а его опыт или опыт других, переданный словом и ситуацией, эту правоту хочется донести.

Но все чаще познавая собственную немощь, понимаешь, что истину может до другого донести только Сам Бог. Вот он единственный выход для христианина. Поэтому есть только один способ - непрестанная молитва с ощущением собственного бессилия кому-либо что-то объяснить. Это и есть более высокий аналог сартровского «молчания и самоуглубления», предложенного философом -”беспощадным атеистом” и “грубым реалистом”, как называли Сартра критики.

«Возложи на Господа печаль твою», - это есть тот выход, которого не мог найти писатель в своей пьесе дословно переведенной с французского как “Нет выхода”. Автор правильно подметил механизм или показал анатомию общения, но не смог дать объяснения и раскрыть причины всех неудач диалога.

Человек после того как напряженная ситуация находится в развитии, как правило, не может быстро перенести мысль от внутреннего анализа к молитве, не успевает сделать паузу для осмысления происходящего.

Дело даже не в смирении (как раз умение молчать при желании приобретается достаточно просто), а в том, что мы действительно все очень разные.

В одной статье, вернее, даже в одной фразе один увидит одно, а другой - другое. Один обертку, а другой - глубину. Внимание одного привлечет начало, другого - середина или конец. И так во всем.

Иногда хочется воскликнуть, да не будет это воспринято, как обида, когда же все-таки представительницы прекрасного пола перестанут давать советы в виде приказа, настаивать на своей правоте, отличать опыт от привычки, и если их слово не принимается - обвинять собеседника в упрямстве и гордости? Кажется, никогда... “Врачу исцелися сам”, - замечает Слово Божие.

А ведь это так просто - беречь душу ближнего, уважать его выбор, принимать его таким, какой он есть. Если Бог принимает и любит нас такими, как мы есть, то не тем паче нам надо поступать также с ближними. Имеющий уши, да научится слышать - вот, чего так не хватает. Какая ж тут любовь, если любим и слышим только себя. От того и другие кажутся Адом.

Вспомним же ответ проф. МДА Осипова на вопрос, где находится Рай, - “в сердце человека”, ибо Евангелие говорит, что «Царствие Небесное внутрь вас есть. (Лк 17:20-21)», а где тогда Ад? Да, там же…

Источник: Кутьева С.А.