« Назад
Путь христианина - путь служения 01.01.2024 19:25
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.(Мф. 24,42-51)
Маленький привычный фрагмент Евангелия, который в силу своей специфики, как-то поверхностно воспринимается, как бы не о нас, а о каких-то товарищах, господине, а оказывается, что именно этот фрагмент, перекликаясь с притчей о талантах, говорит о том, как надо жить по-христиански, как пользоваться благами и талантами Богом данными, о благоразумии.
У нас нет ничего своего. Все Божие. Но мы не чувствуем этого. Мы понимаем, цитируем Евангелие, но не чувствуем, а потому и не поступаем по Евангелию. Мы невольно приписываем себе все дары Божии, даже самые невзрачные, даже не то чтобы огромные дары, а просто приобретенные (по воле Божией, конечно), привычки или какие-то преимущества над ближними. Если у нас что-то обретается, то оно дается нам для служения ближним. Ведь путь Христа - это путь служения людям, равно и всему человечеству. Значит и настоящий путь христианина - путь служения людям. Служения не только родным и близким, которые нас окружают, но и всем тем, с кем нам приходится встречаться, вернее, попускается встретиться на этой земле. Этот путь служения - та пища, которой мы должны питать "слуг Божиих", т.е. наших ближних, которые, подобно нам служат Богу какими-то своими дарами, полученными от Господа.
Если посмотреть на современную церковную действительность, то внешне казалось бы все только тем и занимаются, что служат: кто-то проповедует или учит, кто-то социальную и медицинскую помощь оказывает, кто-то служит своим творчеством другим. Но правильное служение предполагает смирение (отсутствие ропота), когда служащий чувствует себя не благодетелем, а облагодетельствованным. Ибо по Евангелию: если сделаете повеленное Вам(т.е. служите кому-то), то считайте себя рабами неключимыми, т.е. ничего не стоящими. Потому что дело раба служить, делать что повелели и отнюдь не похваляться, не возмущаться, не надмеваться, не важничать, одним словом не превозноситься и терпеливо проходить свое дело. Не превозносится только смиренный человек, который труд свой делает терпеливо, ради Бога, не на словах только, потому что мы любим говорить эти слова -"ради Бога", а на деле, когда служишь добровольно, потому что призван к этому Богом, призван поделиться с другими имеющимся даром. Все наши полезные знания, умения, привычки нужны не для нас лично, не для наших выгод, но для пользы ближних. Ибо закон любви - нести трудности друг друга. Здоровье дается, чтобы ухаживать за нездоровым, богатство для облегчения бедных, знание - для просвещения неразумеющих, творческие навыки - для успокоения и утешения страждущих, искреннее доброе слово для умирения недобрых, умение шутить для ободрения унывающих.Но служение - это не единоразовая акция, это стиль жизни. Если при любом единоразовом мероприятиеи еще можно сохранить жертвенное настроение, искреннее, полное усердия и любви отношение к ближнему, то регулярное служение, как и любое в мире дело - это испытание терпения, это уже труд, причем труд рабский, в прямом и переносном смысле. И в этом труде камнем преткновения становится наша гордыня, наше нетерпение, наше неразумное превозношение над теми, кому мы служим. Мы раздражаемся, осуждаем, ропщем, негодуем на тех, кому служим и обязаны служить: Педагоги на учеников, медики и социальные работники на пациентов и немощных, родители на детей, супруги друг на друга, каждый на каждого, с которым он поставлен в отношение служения. А где же в таком служении христианство? Где же здесь Христос. Бог не раздражался, когда за ним ходили толпы и не давали ни поесть, ни отдохнуть, ни поспать нормально. Он делал Свое дело, делал до конца, до самого невыносимого конца, до бездны отвержения, до томления, до оставленности и одиночества, непонимания, страдания. Но он на это пришел, на служение тем, кого возлюбил. Своим Крестом он говорит: в терпении Вашем стяжите (созидайте) души ваши. И любое служение - это претерпевания трудностей, это принимание их как чего-то естественного для преображения сердца. Именно терпением созидается наша жизнь. Потому что, если человек не хочет претерпеть какие-то обстоятельства и пытается при первой трудности поменять служение: место работы, место духовного делания или старается насадить что-то удобное для себя, но чуждое тому месту, где он поставлен на служение, то такой человек сворачивает с правильного пути, он ищет облегчения обстоятельств, а не просит помощи для их перенесения, а значит, он не смиряется пред Богом и все его служение оказывается просто бесплодным наемничеством. Когда народ израильский шел по пустыне в землю, назначенную Богом, он тоже изнемогал, хотя Бог и давал пищу, воду, был рядом в облаке. Но народ должен был очиститься, должен был научиться терпеть, должен был научиться смирению, чтобы прийти к лучшей земле, к лучшей жизни. Они тоже хотели не манну, а привычного мяса и вина и роптали, желали не постоянного движения, а какой-то определенности и оседлости, уставали от зноя пустыни, но смирялись над Промыслом Божиим и шли. Эта пустыня переплавила их гордыню, научила их терпению.
И наша земная жизнь с любыми ее трудами, являющимися служением другим, это тяжелый труд, в котором переплавляется наша душа, умиряется наше сердце, успокаиваются и собираются наши мысли, если мы действительно чувствуем себя облагодетельствованными Богом, когда нам позволено чем-то послужить ближним ко славе Божией, - это единственный путь, которым мы призваны идти, к Небесному Отцу в Его Царство.
Источник: Кутьева С.А., Приходская газета "Къ Свету", выпуск 261.
|