Статьи

« Назад

Иуда предатель  19.10.2015 07:28

 

Нил Мироточивый Афонский

ИУДА ПРЕДАТЕЛЬ.

 

 

   Иуда предатель, как пример несказаннаго долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности, апостольство и хозяйственная должность у Апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить милосердие Христово; лукавыя побуждения вызвавшия предательство и самоубийство.

    Не соблюдаешь ты постоянной решимости твоей, т. е., не постоянно предложение твое в духовном подвиге, не мирствует настроение твое, но как вихрь вертится в голове твоей; не знаешь ты, что творится с тобою, ни добро добрым не признаешь, ни зло злым, как и Иуда, который обладал таким смыслом, что сладкое для него делалось горьким, а горькое сладким. Сие явствует из того, что он повесился на древе, дабы сделать тем себе обручена вечнаго мучения... Бог же не попускал Иуде совершить желаемаго, т.е. промыслительно делал так, что первыя попытки самоубийства ему не удавались. Бог, как непомнящий зла, возбранял Иуде, - не покается-ли он, как Манассия, или как разбойник, или как блудница, он же, сей Иуда вертоголовый, оставался таким же, каким был раньше; снова обращался, головой своей и расположением, т. е. мыслию и сердцем ко злу, уклоняясь от милосердия Божия!.. Он Господа предал, Бог же, милосердуя о нем, повелел ветви, (на которой он повесился), приклониться, и наклонилась она; но Иуда, порабощенный злом, устроил себе место еще выше, взлез на это место, укоротил петлю для своей шеи и бросился с высочайшаго места, дабы совершить несовершившееся и завершить тем вся злая своя!.. Бог опять нагнул ветвь, но сей, ненасытный злом, снова завязал петлю, устроив третий этаж высоте своего зла, которым и погубил себя; снова влез на высоту третьяго этажа, навязал себе петлю на шею, и сбросил нечистое свое тело с третьей степени высоты, - говорим (тело треоскверненное) убийством отца, прелюбодеянием с материю и убийством брата".
     Примечание. Выше Святой сказал о истории Иуды: "как мы слышим" -и на самом деле об Иуде существует известное на Восток предание, на которое намекает здесь Святой. В одном из списков книги о Святом Ниле это предание приведено циликом, и мы его также считаем нужным привести.
     Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его - Ровель. Перед зачатием Иуды мать увидала страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода Иудейскаго. Муж же укорил ее за веру во сны. В ту же ночь она зачала, (не вняв, следовательно, сему предостережению от Бога) и посем родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее, они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка овечьим молоком и отдали некоей женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он нисколько подрос пастухи взяли его от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с ними отец Иуды, - Ровель, и, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши. Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и, скорбя о брошенном в воду сыне усыновили Иуду. После этого родился у них сын и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из за него наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Иуда стал безпрестанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто наказывали Иуду, но Иуда все более и более разжигался завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовавшись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а затем, испугавшись последствий, - бежал на тот остров, на котором его вскормили и, здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котором в конце концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина, и убив его, бежал в Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все потребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени; наконец произошли в Искарии великия смуты, так что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим, и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со дворцем Ирода. Тогда то и убил Иуда отца своего, как будет изложено устами Святаго ниже, женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что они суть кровныя - сын с матерью; Иуда, оставив мать пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом в ученики, сделан казнохранителем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно отсылать их матери, якобы ради пропитания ея.
     И познал Иуда беззаконие свое, т. е., что взял в жены мать свою, убив ея мужа, который был отцем ему и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услыхав, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима, (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним.
     Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он - человек доброненавистный, зломышленный и злообразный, но принял его с великою радостию, дабы уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды.
     Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностью, не роптали по поводу того, что творил Иуда и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многия его ослушания или безчиния, ибо всякое слово Христа принимали от Него, с решимостию исполнить его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду. Тогда Иуда был братом апостолов и ученик Христов; Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам; после-же предательства сделался он братом диавола, учеником Денницы и стал как один из других диаволов. Тогда он был апостол, ныне же диавол... Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбами райскими, Иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностию, безропотно и не имел решимости к делу, т. е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался неохотно. Апостолы держались за слова Христовы, как за столбы непоколебимые и стали сами столбами райскими; Иуда же держался за слова Христовы, как за столб гнилой и сам сделался обвалом, т. е. как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов, низвергшись в преисподнюю ада.
     Не ограничился он тем, что имел власть внешняго распоряжения над всем мирским, - говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и Божественную славу, т. е., не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога и возливать, на Него драгоценное миро на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим для литургии, которая есть отпечаток Христов; фимиам же, (возжигаемый в кадиле и приносимый Господу в Богослужении) есть тип (или отпечаток) мира (возлияннаго на Господа при жизни); как говорит Пророк-царь Давид: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... " Свеча же, носимая пред священником на выходах, есть тип Честнаго Предтечи Крестителя и его учения в пустыне перед пришествием Христовым, как сказано у Пророка "Глас вопиющаго в пустыне, исправьте путь Господень... " и опять: "Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное... " и опять: "Се Агнец Божий, вземляй грех мира... " и опять: "Я крещу вас водою, но грядет крепчайший Меня, которому я недостоин отрешить ремень от сапог Его, Тот крестит вас Духом Святым и огнем... " (Лук. 3, 4 - 6 и Iоан. 1, 36).
     Это, (т. е. эти жертвы Христу как Богу) и хотел воспретить Иуда, вознамерившись воспрепятствовать (приношению их, т. е. излиянию мира на Христа) - но сам был возбранен и низвергся с безграничным своим сребролюбием, коварный, которым прельстил его Денница, во ад, - следующим образом.
     Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его на время погребения Его, Сына Человеческаго; Иуда же искал продать его, ибо стоимость цены его была чрезмерна. Христос же сказал: „Да сохранится оно на день погребения Моего... "
     Нечто подобное случилось и в то время, когда Иуда попрал сад отца своего, взяв прекраснейшие, именуемые ароматами, цветы; мать убоялась что-либо сказать ему, так как он был царский человек; Иуда же и не спрашивал у матери (позволения сорвать цветы); но, будучи хищником и властителем сам смело сорвал благоуханные и драгоценные цветы, вышел вон из дому отца и встретил отца перед дверьми, возвращающагося с работы в дом свои. Отец, увидя в руках Иуды ароматы, спросил: „Зачем сорвал ты эти благоухания? " - Иуда же с великою дерзостию отвечал: „Нужны они мне, что спрашиваешь? "-Отец же, когда услыхал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: „тебе нужны, а мне не нужны? " - (Потому и) Христос изрек Иуде: - „оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего... ".
     Иуда же сказал отцу: „как разговариваешь ты смело со мною, не знаешь разве что я царский человек? " - Отец же сказал ему: „пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне? Что мне тебя бояться? Как смел ты взойти в дом мой и взять вещь без спросу", - и попытался отец отнять их из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца своего, не позволил выслушать от него даже малаго слова, но тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил отца своего, - отцеубийца Иуда!.. С великою надменностию пошел он затем к повелителю своему и показал ему ароматы. И сказал ему повелитель: „каким образом дали их тебе? " - и сказал Иуда: „я не искал того, чтобы мне их дали, но убил его и взял! " - Сказал ему повелитель: „правда ли, что говоришь? "- Говорить Иуда:, свидетельствуюсь жизнью моею, я убил его, господин мой, ибо поносил он повелительство твое и меня оскорбил". - Сказал повелитель: „сейчас пошлю человека, узнать правда ли что говоришь, и если это верно, то изгоню я тебя из палат моих и накажу как следует, ибо не ему ты сделал, но мне сделал ты такое безчестие". - Послал пове-литель человека, тот нашел его убитым; возвратился посланный и возвестил о случившемся; пове-литель, услыхав, что это правда, разгневался и смутился зело. Иуда же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним (к царю заступаться за него дворцовые люди); повелитель же, увидав, что возмутились дворцовые люди, смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его, и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитаго мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это, мать же не желала и говорила, что берет другаго, а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но только этого. Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его, - и взял Иуда мать свою себе в жены...
     Потому и сказал Христос, (чтобы напомнить Иуде все это), что пусть останется миро на время погребения Моего...
     И закипело кипение в сердце кипящаго злобою, Христос же, как Сердцеведец, понял замысел Иуды...
     В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Иуда был при сем, во время трапезы воздохнул Христос и сказал, что из вас двенадцати есть один, который предаст Меня в руки человеков грешников. И говорили апостолы между собою: кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав это волнение среди апос-толов, сказал, что протягивающий руку свою передо Мною, - и Иуда тотчас протянул руку свою перед Христом (к солилу).
     Не попустил Христос произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям, но дал одну только примету и ничего больше не говорил...
     Тогда предал Он жертву Литургийную*, которую мы возносим и ныне.... Потом, после трапезы удалился Иуда от союза апостольскаго, скажем лучше, от братий своих, стал союзником Денницы и братом диаволу...
     И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу (еще), и, что попрошу, мне дадут... Тотчас пошел он в синагогу еврейскую и великим гласом сказал: что даете мне, - и я предаю вам Его? - Евреи тотчас одарили его тридцатью сребренниками. Получив их Иуда сказал: последуйте за мной. Взяв в руки светильники, палки, ножи, веревки, и друге подобные бичи, они последовали за ним...
     Иисус Христос тогда молился, после молитвы пришел к апостолам и сказал: „Бдите и молитесь; не ведаете ни дня, ни часа... ибо Сын Человеческий предается"... Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час... Снова пошел к апостолам, увидел их спящими и сказал с кротостию. „Возстаньте, бдите и молитесь, ибо не ведаете, ни дня, ни часа, ибо Сын Человеческий предается... " Опять пошел к месту молитвы Своей, молился, и говорил: „Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия". Тотчас, при этих словах Его, приспел Иуда со светильниками, от множества огней стало светло как днем, час же был ночной... И сказал Иуда евреям, „Кого я обниму и облобызаю, того хватайте"... Тогда вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы. Иуда, со среб-ренниками в руке, обнял хищно нечистый Чистаго, сказал: „Радуйся Равви," коварно приложил сквер-нейшая свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия (т. е. во мрак со своим сребролюбием, от Света Христа - к диаволу)... И схватили Христа воины; апостолы же, увидав Его схваченным воинами, весьма смутились. Петр, схватил одного раба, повергь его вниз, выхватил короткий нож, который имел и, побуждаемый ревностию, урезал рабу ухо. Тогда воскликнул Христос и сказал: „Петре! Петре! вложи нож в ножны, ибо нож (если) даешь, нож и приемлешь... " и взяли Христа, как разбойника, на судилище, и „поучашася тщетным на Господа и на Христа Его (Пс. 22)". Тогда поругание окружило Его!.. Красная хламида облекла Его!.. Терновый венец возложили на главу Его, над которою трепетала рука Предтечи!.. Очи Его завязали и биениями били Его!.. Слова проречений требовали от Него!.. И иными непомерными (терзаньями) терзали!..
     Увидев эти страсти Христовы помраченный сребролюбием Иуда - разомрачился и весьма раскаялся, но не припал к покаянию, - говорим, ко Христу, и, горько плача не оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребренники там, где их приял и сказал: „Зло сотворил я, возьмите ваши сребренники... " Отвечали ему книжники и сказали: „Ты узришь... " и были озабочены, говоря между собою, что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопро-шали, что с ними сделать? - наконец сделали странно-погребальницу, которая обретается и поныне...
     Потом Иуда, бросив там сребренники, удалился в глубокое место и удаляясь был озабочен, что такое сделать, там (в овраге). Когда он размышлял об этом, пришел ему (на ум) скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый нечистому и совершил то дело следующим образом. На месте, где он размышлял, было одно дерево, как нарочно для казни. Тотчас снял Иуда с себя пояс, который был из верблюжьей шерсти, одним концем его затянул свою шею, другим - привязал себя к дереву... Ветвь в тот же час наклонилась, (т. е. когда он свергся, чтобы повиснуть)...
     Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился (Иуда), ибо Иуда был все же человек, Бог, ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из петли, чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: „Я Тебя распял, прости меня!.. Моя злая мысль вознесла Тебя на крест; благосердствуй обо мне... " Если бы изрек он перед крестом эти три слова, исполнив их и делом, (выразив свое покаяние), Христос принял бы его. А каким же исполнить делом? - Дело сие: дабы слезил горько, стенал рыдая и жалостно плакал; но Иуда так не поступал (т. е. не хотел повергнуться на землю перед крестом Христовым во спасение свое), но повергался на землю, чтобы повеситься, (не взирая на то, что) ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший Христос, (о Котором Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!.. Как дружелюбствовал Василий Великий Иосифу, (котораго крестил на смертном своем одре), так друже-любствовал и Христос Иуде, ожидая от него покаянных слов, но Иуда (вместо того, чтобы сказать эти слова, предпочиталъ) крепко затянуть петлею горло свое - Искариот!.. Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего, не увидит ли Иуды... Он, Который жаждет спасения людей, жаждал также Иудинаго покаяния и искал его... Великим гласом Христос со стенанием воскликнул: „жажду"; Иудеи поняли, что Он требует воды и с своим Иудейским безстыдством, наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом... Опять воскликнул Он и сказал: „свер-шилось"... Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? - ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? - Потому что не имел твердой веры пренетвердейший (пренепостояннейший).


     * Заповедь о Евхаристии словами: “Сие творите в мое воспоминание”.

 

Нил Мироточивый Афонский

ИУДА ПРЕДАТЕЛЬ.

 

   Иуда предатель, как пример несказаннаго долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности, апостольство и хозяйственная должность у Апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить милосердие Христово; лукавыя побуждения вызвавшия предательство и самоубийство.

    Не соблюдаешь ты постоянной решимости твоей, т. е., не постоянно предложение твое в духовном подвиге, не мирствует настроение твое, но как вихрь вертится в голове твоей; не знаешь ты, что творится с тобою, ни добро добрым не признаешь, ни зло злым, как и Иуда, который обладал таким смыслом, что сладкое для него делалось горьким, а горькое сладким. Сие явствует из того, что он повесился на древе, дабы сделать тем себе обручена вечнаго мучения... Бог же не попускал Иуде совершить желаемаго, т.е. промыслительно делал так, что первыя попытки самоубийства ему не удавались. Бог, как непомнящий зла, возбранял Иуде, - не покается-ли он, как Манассия, или как разбойник, или как блудница, он же, сей Иуда вертоголовый, оставался таким же, каким был раньше; снова обращался, головой своей и расположением, т. е. мыслию и сердцем ко злу, уклоняясь от милосердия Божия!.. Он Господа предал, Бог же, милосердуя о нем, повелел ветви, (на которой он повесился), приклониться, и наклонилась она; но Иуда, порабощенный злом, устроил себе место еще выше, взлез на это место, укоротил петлю для своей шеи и бросился с высочайшаго места, дабы совершить несовершившееся и завершить тем вся злая своя!.. Бог опять нагнул ветвь, но сей, ненасытный злом, снова завязал петлю, устроив третий этаж высоте своего зла, которым и погубил себя; снова влез на высоту третьяго этажа, навязал себе петлю на шею, и сбросил нечистое свое тело с третьей степени высоты, - говорим (тело треоскверненное) убийством отца, прелюбодеянием с материю и убийством брата".
     Примечание. Выше Святой сказал о истории Иуды: "как мы слышим" -и на самом деле об Иуде существует известное на Восток предание, на которое намекает здесь Святой. В одном из списков книги о Святом Ниле это предание приведено циликом, и мы его также считаем нужным привести.
     Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его - Ровель. Перед зачатием Иуды мать увидала страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода Иудейскаго. Муж же укорил ее за веру во сны. В ту же ночь она зачала, (не вняв, следовательно, сему предостережению от Бога) и посем родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее, они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка овечьим молоком и отдали некоей женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он нисколько подрос пастухи взяли его от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с ними отец Иуды, - Ровель, и, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши. Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и, скорбя о брошенном в воду сыне усыновили Иуду. После этого родился у них сын и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из за него наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Иуда стал безпрестанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто наказывали Иуду, но Иуда все более и более разжигался завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовавшись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а затем, испугавшись последствий, - бежал на тот остров, на котором его вскормили и, здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котором в конце концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина, и убив его, бежал в Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все потребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени; наконец произошли в Искарии великия смуты, так что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим, и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со дворцем Ирода. Тогда то и убил Иуда отца своего, как будет изложено устами Святаго ниже, женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что они суть кровныя - сын с матерью; Иуда, оставив мать пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом в ученики, сделан казнохранителем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно отсылать их матери, якобы ради пропитания ея.
     И познал Иуда беззаконие свое, т. е., что взял в жены мать свою, убив ея мужа, который был отцем ему и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услыхав, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима, (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним.
     Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он - человек доброненавистный, зломышленный и злообразный, но принял его с великою радостию, дабы уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды.
     Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностью, не роптали по поводу того, что творил Иуда и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многия его ослушания или безчиния, ибо всякое слово Христа принимали от Него, с решимостию исполнить его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду. Тогда Иуда был братом апостолов и ученик Христов; Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам; после-же предательства сделался он братом диавола, учеником Денницы и стал как один из других диаволов. Тогда он был апостол, ныне же диавол... Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбами райскими, Иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностию, безропотно и не имел решимости к делу, т. е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался неохотно. Апостолы держались за слова Христовы, как за столбы непоколебимые и стали сами столбами райскими; Иуда же держался за слова Христовы, как за столб гнилой и сам сделался обвалом, т. е. как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов, низвергшись в преисподнюю ада.
     Не ограничился он тем, что имел власть внешняго распоряжения над всем мирским, - говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и Божественную славу, т. е., не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога и возливать, на Него драгоценное миро на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим для литургии, которая есть отпечаток Христов; фимиам же, (возжигаемый в кадиле и приносимый Господу в Богослужении) есть тип (или отпечаток) мира (возлияннаго на Господа при жизни); как говорит Пророк-царь Давид: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... " Свеча же, носимая пред священником на выходах, есть тип Честнаго Предтечи Крестителя и его учения в пустыне перед пришествием Христовым, как сказано у Пророка "Глас вопиющаго в пустыне, исправьте путь Господень... " и опять: "Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное... " и опять: "Се Агнец Божий, вземляй грех мира... " и опять: "Я крещу вас водою, но грядет крепчайший Меня, которому я недостоин отрешить ремень от сапог Его, Тот крестит вас Духом Святым и огнем... " (Лук. 3, 4 - 6 и Iоан. 1, 36).
     Это, (т. е. эти жертвы Христу как Богу) и хотел воспретить Иуда, вознамерившись воспрепятствовать (приношению их, т. е. излиянию мира на Христа) - но сам был возбранен и низвергся с безграничным своим сребролюбием, коварный, которым прельстил его Денница, во ад, - следующим образом.
     Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его на время погребения Его, Сына Человеческаго; Иуда же искал продать его, ибо стоимость цены его была чрезмерна. Христос же сказал: „Да сохранится оно на день погребения Моего... "
     Нечто подобное случилось и в то время, когда Иуда попрал сад отца своего, взяв прекраснейшие, именуемые ароматами, цветы; мать убоялась что-либо сказать ему, так как он был царский человек; Иуда же и не спрашивал у матери (позволения сорвать цветы); но, будучи хищником и властителем сам смело сорвал благоуханные и драгоценные цветы, вышел вон из дому отца и встретил отца перед дверьми, возвращающагося с работы в дом свои. Отец, увидя в руках Иуды ароматы, спросил: „Зачем сорвал ты эти благоухания? " - Иуда же с великою дерзостию отвечал: „Нужны они мне, что спрашиваешь? "-Отец же, когда услыхал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: „тебе нужны, а мне не нужны? " - (Потому и) Христос изрек Иуде: - „оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего... ".
     Иуда же сказал отцу: „как разговариваешь ты смело со мною, не знаешь разве что я царский человек? " - Отец же сказал ему: „пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне? Что мне тебя бояться? Как смел ты взойти в дом мой и взять вещь без спросу", - и попытался отец отнять их из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца своего, не позволил выслушать от него даже малаго слова, но тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил отца своего, - отцеубийца Иуда!.. С великою надменностию пошел он затем к повелителю своему и показал ему ароматы. И сказал ему повелитель: „каким образом дали их тебе? " - и сказал Иуда: „я не искал того, чтобы мне их дали, но убил его и взял! " - Сказал ему повелитель: „правда ли, что говоришь? "- Говорить Иуда:, свидетельствуюсь жизнью моею, я убил его, господин мой, ибо поносил он повелительство твое и меня оскорбил". - Сказал повелитель: „сейчас пошлю человека, узнать правда ли что говоришь, и если это верно, то изгоню я тебя из палат моих и накажу как следует, ибо не ему ты сделал, но мне сделал ты такое безчестие". - Послал пове-литель человека, тот нашел его убитым; возвратился посланный и возвестил о случившемся; пове-литель, услыхав, что это правда, разгневался и смутился зело. Иуда же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним (к царю заступаться за него дворцовые люди); повелитель же, увидав, что возмутились дворцовые люди, смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его, и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитаго мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это, мать же не желала и говорила, что берет другаго, а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но только этого. Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его, - и взял Иуда мать свою себе в жены...
     Потому и сказал Христос, (чтобы напомнить Иуде все это), что пусть останется миро на время погребения Моего...
     И закипело кипение в сердце кипящаго злобою, Христос же, как Сердцеведец, понял замысел Иуды...
     В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Иуда был при сем, во время трапезы воздохнул Христос и сказал, что из вас двенадцати есть один, который предаст Меня в руки человеков грешников. И говорили апостолы между собою: кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав это волнение среди апос-толов, сказал, что протягивающий руку свою передо Мною, - и Иуда тотчас протянул руку свою перед Христом (к солилу).
     Не попустил Христос произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям, но дал одну только примету и ничего больше не говорил...
     Тогда предал Он жертву Литургийную*, которую мы возносим и ныне.... Потом, после трапезы удалился Иуда от союза апостольскаго, скажем лучше, от братий своих, стал союзником Денницы и братом диаволу...
     И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу (еще), и, что попрошу, мне дадут... Тотчас пошел он в синагогу еврейскую и великим гласом сказал: что даете мне, - и я предаю вам Его? - Евреи тотчас одарили его тридцатью сребренниками. Получив их Иуда сказал: последуйте за мной. Взяв в руки светильники, палки, ножи, веревки, и друге подобные бичи, они последовали за ним...
     Иисус Христос тогда молился, после молитвы пришел к апостолам и сказал: „Бдите и молитесь; не ведаете ни дня, ни часа... ибо Сын Человеческий предается"... Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час... Снова пошел к апостолам, увидел их спящими и сказал с кротостию. „Возстаньте, бдите и молитесь, ибо не ведаете, ни дня, ни часа, ибо Сын Человеческий предается... " Опять пошел к месту молитвы Своей, молился, и говорил: „Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия". Тотчас, при этих словах Его, приспел Иуда со светильниками, от множества огней стало светло как днем, час же был ночной... И сказал Иуда евреям, „Кого я обниму и облобызаю, того хватайте"... Тогда вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы. Иуда, со среб-ренниками в руке, обнял хищно нечистый Чистаго, сказал: „Радуйся Равви," коварно приложил сквер-нейшая свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия (т. е. во мрак со своим сребролюбием, от Света Христа - к диаволу)... И схватили Христа воины; апостолы же, увидав Его схваченным воинами, весьма смутились. Петр, схватил одного раба, повергь его вниз, выхватил короткий нож, который имел и, побуждаемый ревностию, урезал рабу ухо. Тогда воскликнул Христос и сказал: „Петре! Петре! вложи нож в ножны, ибо нож (если) даешь, нож и приемлешь... " и взяли Христа, как разбойника, на судилище, и „поучашася тщетным на Господа и на Христа Его (Пс. 22)". Тогда поругание окружило Его!.. Красная хламида облекла Его!.. Терновый венец возложили на главу Его, над которою трепетала рука Предтечи!.. Очи Его завязали и биениями били Его!.. Слова проречений требовали от Него!.. И иными непомерными (терзаньями) терзали!..
     Увидев эти страсти Христовы помраченный сребролюбием Иуда - разомрачился и весьма раскаялся, но не припал к покаянию, - говорим, ко Христу, и, горько плача не оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребренники там, где их приял и сказал: „Зло сотворил я, возьмите ваши сребренники... " Отвечали ему книжники и сказали: „Ты узришь... " и были озабочены, говоря между собою, что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопро-шали, что с ними сделать? - наконец сделали странно-погребальницу, которая обретается и поныне...
     Потом Иуда, бросив там сребренники, удалился в глубокое место и удаляясь был озабочен, что такое сделать, там (в овраге). Когда он размышлял об этом, пришел ему (на ум) скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый нечистому и совершил то дело следующим образом. На месте, где он размышлял, было одно дерево, как нарочно для казни. Тотчас снял Иуда с себя пояс, который был из верблюжьей шерсти, одним концем его затянул свою шею, другим - привязал себя к дереву... Ветвь в тот же час наклонилась, (т. е. когда он свергся, чтобы повиснуть)...
     Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился (Иуда), ибо Иуда был все же человек, Бог, ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из петли, чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: „Я Тебя распял, прости меня!.. Моя злая мысль вознесла Тебя на крест; благосердствуй обо мне... " Если бы изрек он перед крестом эти три слова, исполнив их и делом, (выразив свое покаяние), Христос принял бы его. А каким же исполнить делом? - Дело сие: дабы слезил горько, стенал рыдая и жалостно плакал; но Иуда так не поступал (т. е. не хотел повергнуться на землю перед крестом Христовым во спасение свое), но повергался на землю, чтобы повеситься, (не взирая на то, что) ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший Христос, (о Котором Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!.. Как дружелюбствовал Василий Великий Иосифу, (котораго крестил на смертном своем одре), так друже-любствовал и Христос Иуде, ожидая от него покаянных слов, но Иуда (вместо того, чтобы сказать эти слова, предпочиталъ) крепко затянуть петлею горло свое - Искариот!.. Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего, не увидит ли Иуды... Он, Который жаждет спасения людей, жаждал также Иудинаго покаяния и искал его... Великим гласом Христос со стенанием воскликнул: „жажду"; Иудеи поняли, что Он требует воды и с своим Иудейским безстыдством, наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом... Опять воскликнул Он и сказал: „свер-шилось"... Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? - ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? - Потому что не имел твердой веры пренетвердейший (пренепостояннейший).


     * Заповедь о Евхаристии словами: “Сие творите в мое воспоминание”.