« НазадПрп. Ефрем Сирин 28.03.2019 20:44
Близится время Время Великого поста, а пока, листая календарь, обращаешь внимания, что почти ежедневно воспоминаются преподобные отцы: постники, молитвенники, подвижники древней Цервви: прп. Антоний и Макарий Великие, прп. Павел Фивейский, прп. Евфимий и Исаак Сирин, а накануне первой постовой недели в субботу сырной седмицы(Масленницы) все эти мужи и жены, известные и неизвестные, будут соборно прославляться в день
Помнится, что в школе на уроках литературы, мы обязательно изучали биографии писателей и поэтов, историю и быт народов, чтобы понимать обстоятельства жизни и иметь представление о мировоззрении авторов произведений. Вот и сейчас, остановив свой взгляд на 10-м дне февраля, прочитав имя прп. Ефрема Сирина, невольно вспоминаешь слова великопостной молитвы : «Господи и Владыка живота моего...». Молитва Ефрема Сирина, так часто мы называем ее, так она обозначена в молитвословах и богослужебных книгах, но много ли мы знаем об авторе, которого устойчиво и привычно считаем подобно Иоанну Предтече проповедником покаяния? Кто-то возможно слышал, что Ефрем Сирин был вспыльчивым по натуре человеком. Господь испытывал святого, и только после долгих трудов и подвигов последний смог приобрести совершенное незлобие. А кому-то, наверное, попадалась на прилавках книжных магазинов «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина», сборник молитвенных песнопений, составленный свт. Феофаном Затворникам по произведениям святого. Третья молитва из молитв на сон грядущим «Господи, Царю небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешного..» также по некоторым рукописям принадлежит перу святого, равно как и умилительная, емкая, вобравшая в себя все важные прошения, читаемая на повечерии Великим постом молитва ко Пресвятой Богородице : «Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Чистая...». Поэтический дар святого и простота изложения делают его творения доступными, современными и своевременными на века. Потому что человеческая природа неизменна, образы и словесные картины всегда легко воспринимаются, а борьба со своими страстями и покаяние — то, что сопровождает нас всю жизнь. Св. Ефрем Сирин (Мар Апрема — по-сирийски) родился предположительно в первых годах IV столетия, в Низибии — городе северовосточной Месопотамии Имя Ефрем, означает «плодоносный». По одним источникам самому святому в детстве, а по другим — его родителям, было открыто будущее величие и обильные творческие труды подвижника. В знаменательном видении или сне представилось, как на языке ребенка выросло виноградное дерево, которое разрослось так, что своими корнями покрыло всю землю, а плоды его были так обильны, что чем больше птицы питались ими, тем более умножались плоды. Родители и предки святого - незнатные и бедные земледельцы, но внушили ему, по словам самого прп. Ефрема, «страх Господень» своим благочестием и христианскими добродетелями, он даже называл себя «родственником мучеников», т.к. слышал и знал о ближних, исповедовавших Христа перед судьями. В юности преподобный, будучи энергичным, любознательным, вспыльчивым,но, как он сам писал , спорливым, злоязычным и безчеловечным, испытал множество колебаний и испытаний и даже усомнился в Промысле Божием о человеке. Однажды юноша отправился по приказанию родителей за город, но задержался и вынужден был заночевать в лесу с пастухом овец. Во время сна на стадо напали волки и растерзали овец, а когда пастух рассказал об этом хозяевам, то они несправедливо обвинили юношу Ефрема, что это он привел воров, похитивших овец и дело дошло до суда. В заключении с ним оказались еще двое неправедно обвиняемых людей: один горожанин был схвачен за прелюбодеяние с женщиной, которая убежала и скрылась, а второй — земледелец, который якобы убил человека, ибо найдено было мертвое тело. Но в тюрьме Ефрему во сне неизвестным было предложено подумать о своих поступках, чтобы понять, почему он оказался несправедливо обвинен. Тогда он стал размышлять и вспоминать прошлое. Он вспомнил, что уже ранее был в этом же селении и среди ночи выгнал из загона корову одного бедного человека, она, обессиленная от холода и немощи, оказалась легкой добычей диких зверей и была растерзана. Ефрем, сознавая свою вину, рассказал бывший ему сон и прошлую историю заключенным вместе с ним людям. В этот момент обвиненный в убийстве земледелец вдруг вспомнил, что когда-то видел человека, тонувшего в реке и не помог ему, хотя способен был помочь. Второй - горожанин - вспомнил, как когда-то из корыстных целей присоединился к обвинителям одной женщины, которую родные братья оклеветали в прелюбодеянии, чтобы лишить ее отцовского наследства. Часть этих денег и получил горожанин по договору с братьями. Если бы все произошло с ним одним, подумал Ефрем, то это можно было бы назвать случайностью, но все трое были постигнуты одной участью. Он пришел в сокрушение о содеянном прежде, сознавая справедливость неожиданно понесенного явного воздаяния. Покаяние было принято, на следующий день все были освобождены, а Ефрем снова увидел во сне говорящего: «будь верующим и возвещай Промысл Божий», «возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всеми назирающее». Отшельничество, если не процветало, то было свойственно христианам, живущим в окрестностях Низибии: множеством гор, пещер для жилища, а богатая растительность и плоды для пропитания. Вышеописанный несчастный случай с Ефремом привел его к покаянию и удалению в пустыню к Иакову, епископу Низибийскопу, отшельнику, который своим примером дал духовное образование преподобному. Св. Иаков по свидетельству церковных историков брал св. Ефрема с собой на I Вселенский Собор в 325 году. Постом, молитвой и изучением Слова Божия готовился Ефрем стать учителем Церкви. По смерти Иакова, после осады родного города персами, Ефрем вынужден покинуть Низибию и поселиться в знаменитой Едессе, усердием своего правителя Авгаря принявшей когда-то Господа Иисуса Христа. Христианская Едесса была городом просвещения, а в окрестностях процветало подвижничество. Подвизаясь в одном из монастырей Ефрем в уединении занимается изучением слова Божия, черпая из него умиление и мудрость. Он пишет толкования на книгу Бытия и Пятокнижие Моиссея, постепенно становится известным клиру Едесскому и многим в городе, как мудрый писатель. Ефрем тяготится известностью, но по слову Божию и по откровению свыше, остается среди людей, как светильник, обязанный светить всем. Библейские истории и примеры, опыт отцов, притчи из жизни и образы окружающей природы помогали ему в простых выражениях излагать истину. Преподобный замечательный рассказчик, он дает картину, усиливая действие, а читатель может самостоятельно сделать вывод, к которому постепенно подводит и автор. К слову, праведный Ной сотню лет проповедовал людям покаяния, строя ковчег. «И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым», - пишет преподобный. «Еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю... все , еже сотворих» (Быт.7:4). «В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. ..современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои.». О неважном, по-видимому, грехе — о злорадной насмешке рассказывает святой также на примере Ноя, проклявшего своего сына Ханаана. «Кто посмеивается над произведением, тот посмеивается над самим художником. Кто посмеивается над созданием Всеведующего, тот, сам того не разумея, посмеивается над Творцом; потому что посмеяние над тварью от твари переходит к Творцу... Ной вразумил неразумного; лишил его благословений, чтобы и ты, став мудрым познал, как злословие простирается и на Господа благословений. … в насмешке, которую ты почитаешь делом неважным таиться невидимый враг...». Также много рассуждает и о хранении чувств,особенно слуха. «Дверь слуха широка; потому что именно ею и вошла смерть».(имеется в виду льстивые речи змия, услышанные Евой). Печалит его и современное состояние правосудия : «Недремлющие законы усыпила, братия, маммона. Разгневан ли судия, — золото умеет уговорить его. Встревожен ли следователь, — серебро заставит его молчать. Кому надлежало бы осудить, тот не осуждает, потому что стыдит его взятый дар». Обладая даром поэтического слова, даже обличения еретиков преподобный облекает в поэтическую форму. Так в ответ на лживые, еретические стихи Вардесана, он пишет защитительные песнопения, которые не только силой мудрости и красотой слога, но силой Духа привлекали народ к слушанию и опровергали ересь. Здесь же обличает он и арианские заблуждения. Успех проповеди святого засвидетельствован историками в одной повести, в которой рассказывается, как ариане изгнали христиан с епископом за город и префекту Едессы Модесту было приказано разогнать, даже и с оружием христианские собрания. Но вдруг перед префектом перебежала дорогу женщина с ребенком. Он остановил ее и спросил, куда она спешит. А та в свою очередь сказала, что спешит к единоверцам христианам, ибо слышала, что их хотят предать смерти за веру во Христа. Модест поинтересовался, зачем же с нею ребенок. Чтобы и он стал участником вожделенной смерти за Христа, объяснила ревнительница веры, удивив своей твердостью и решимостью префекта. Тем самым приказание было остановлено. Подобно трем великим святителям, преподобный Ефрем много потрудился и для обогащения богослужения Церкви стихами и песнопениями: известны написанные стихиры на двунадесятые праздники, на дни мучеников, покаянные молитвы и песнопения на погребения. Во всех этих произведениях он говорит о домостроительстве нашего спасения, противопоставляя истину еретическим заблуждениям. Он был также и ревнителем церковного пения. Сам обучал дев, посвятивших себя Богу, пению стихов, чтобы песнопения исполнялись в храмах определенными напевами.
Кто хочет понять, что такое непрестанная молитва, пусть обратиться к творениям преподобного, ибо его слова — горячая и неперестающая молитва. Закончим рассказ о святом его молитвенным обращением ко Господу: «Все мы, человеки, умоляем безмерное Твое человеколюбие, святый Владыка, – дай нам время покаяния и прощение грехов, чтобы чистым сердцем послужить Тебе во все дни жизни нашей и, благоугодив Тебе добрыми делами, сподобиться, не только прейти (окончить) жизнь нашу, но и вступить в вечное Твое блаженство, которое уготовал Ты всем святым Твоим, благоугождающим Тебе в каждом роде». |
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.