« НазадГрех Хама и пятая Заповедь 17.11.2018 02:03Закон Божий - тот минимум, который дает нам право именовать себя людьми верующими предлагает нам декалог - десять Ветхозаветных Заповедей, разделенных на аксиомы отношений с Богом и на правила взаимоотношений с людьми или, как сегодня принято говорить , правила межличностной коммуникации. Среди этих Заповедей есть одна, которая, к сожалению, оказывается настоящим камнем преткновения всей православной аскетики. Пятая Заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да долголетен будешь на земле».
Грех Хама и пятая Заповедь
Закон Божий - тот минимум, который дает нам право именовать себя людьми верующими предлагает нам декалог - десять Ветхозаветных Заповедей, разделенных на аксиомы отношений с Богом и на правила взаимоотношений с людьми или, как сегодня принято говорить , правила межличностной коммуникации. Среди этих Заповедей есть одна, которая, к сожалению, оказывается настоящим камнем преткновения всей православной аскетики. Пятая Заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да долголетен будешь на земле». Эта Заповедь несмотря на то, что, по всей видимости, тоже говорит об отношении к другим людям, тем не менее относится к первой группе Заповедей об отношении к Богу, ибо как мы относимся к свои родителям, так мы по-сути относимся к Богу. Заповедь о почитании родителей является связующим звеном между заповедями, относящимися к плоскости отношений между Богом и человеком, и отношений между людьми. Ведь, в данном случае вспомним слова апостола Иоанна, что «если ты брата, которого видишь не любишь, то как будешь любить Бога, которого не видишь». (точная цитата: Кто говорит:«Я люблю БОГА», а брата своего ненавидит,тот лжец: ибо не любящий брата своего,которого видит,как может любить Бога, которого не видит . Послание Иоанна: IV,20.) Если старшие для нас по жизни учителя, отцы и матери, то во Христе мы все братья и сестры, а Бог - «Отец Небесный». Возможно ли научиться любить Бога, если не научимся любить ближнего, тем более самых близких по плоти - родителей. Как икона - это образ, почтение к которому, обусловлено почитанием первообраза, так и отношение к земным родителям проекция нашего отношения к Первообразу - Небесному Отцу. Будет ли Господь слушать нас и наши молитвы, когда мы не слушаем, не любим и не почитаем тех, которые нам даны для наставления нашего в земном бытии? Мы привыкли всякое неуважение к людям, грубость и непочтительность именовать хамством, но на самом деле грех хамства имеет корни в неуважении к родителям. Ветхий Завет повествует об истории с Ноем и его сыном Хамом. Ной считается первым виноделом, правда, с ним приключилась неожиданная беда: вероятно, не зная ничего о действе впервые приготовленного на земле хмельного напитка, он стал настолько невменяем, что был обнаружен сыновьями нетрезвым, обнаженным, лежащим в своем шатре. Сыновья прикрыли тело отца одеждой, даже не смея взирать в его сторону и только младший Хам посмеялся поведению отца, уничижая его в глазах братьев. Принято говорить, что Ной проклял Хама и его потомков, но на самом деле он просто предсказал логическое продолжение жизни Хама: старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. Ханаанские народы были впоследствии истреблены израильтянами. Отсюда видно, что непочтительный сын оказался неспособным произвести достойного потомства. Достойные дети посчитали для себя невозможным судить отца. В Новом Завете это не осуждение представлено для нас законом: не судите, да не будете осуждены. Есть только один случай, когда мы имеем право оказать неповиновение родителям, это когда они встают препятствием между нашей душой и Богом, ибо апостол высказал мысль о том, что подобает более слушать Бога, нежели человека (точно: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога»/Деян., 4,19/). Почитание родителей - это первые уроки смирения для человека, от правильного прохождения которых зависит благополучие и долгоденствие здесь на земле. Сам Господь Иисус Христос не раз показывает Свое послушание Матери - Пресвятой Богородице и Небесному Отцу. На браке в Кане Галилейской Он творит чудо, которое было еще не ко времени: «еще не пришел час Мой», но ради просьбы Матери Он начинает обнаруживать Свою Божественную природу и претворяет воду в вино. Также и крестные страдания Господь претерпевает из послушания Отцу, «послушлив был Отцу даже до смерти крестныя», пишет апостол, т.е. оказывал послушания вплоть до того, что взошел на Крест ради нашего спасения. Сегодня приходится с прискорбием отмечать, что патриархальный период уважения к старшим и беспрекословного подчинения родительской воле уже, кажется, канул в лета. Нельзя не уважать представителей других христианских и нехристианских религий, у которых сохранилось почтительное отношение к родителям и старшим, потому то их поведение во многом оказывается упреком нам, последователям Христа. А ведь в основе всякого неповиновения лежит гордость, когда вместо Бога - центра мироздания - в центр становится сам человек с его системой восприятия мира. Современное состояние общества ежедневно болезненно отражает проблему непочтительного отношения к старшим и тем более к родителям. Да, «родителей не выбирают», но выбор здесь и не нужен: задача человека не искать тех, кто люб и исполняет наши желания, не судить, не оправдывать свое невежество, а самому научиться служить другим, тогда не будет вопросов ни с родителями, ни с супругами, ни с коллегами, ни с друзьями. Ведь и Господь пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы Самому послужить другим (“Ведь и Сын человеческий пришёл не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих” (Мф. 20:28)). Только от смирения рождается и любовь, и уважение, и мир, и радость, и счастье и долгоденствие…
Источник: Кутьева С.А. редакционный материал, православные сайты |
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.